Спор вокруг названия и логотипа «Кливленд Индианс»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Игрок «Кливленд Индианс» Омар Вискель, носящий бейсбольную кепку с вождём Ваху.

Спор вокруг названия и логотипа «Кливленд Индианс» был связан с американской профессиональной бейсбольной командой MLB «Кливленд Индианс» из Кливленда, штат Огайо.

Хотя спорный логотип в лице Вождя Ваху был официально убран, связанное с коренными американцами название команды оставалось частью спора вокруг использующих их образ маскотов. Ещё в 2010 году более 115 профессиональных организаций, представляющих экспертов в области гражданских прав, образования, спорта и науки, опубликовали резолюции или правила, согласно которым любое использование имен и/или символов коренных американцев не принадлежащими к коренным народам спортивными командами, является вредной формой этнических стереотипов, которые способствуют недопониманию и предубеждениям, которые усугубляют другие проблемы, с которыми сталкиваются коренные американцы.[1]

Протесты против логотипа и названия начались в 1970-х годах, но быстро продвинулись к избавлению от вождя Ваху, когда Мировая серия 2016 года привлекла к команде международное внимание. Местные группы говорят, что они будут продолжать выступать за изменение названия команды и возражать против продажи товаров с изображением вождя Ваху,[2] которое для многих остается примером расовых стереотипов.

В течение десятилетий протеста представители команды защищали название и логотип как часть своей традиции, не имея намерения принижать коренных американцев.

3 июля 2020 года на фоне протестов из-за убийства Джорджа Флойда «Кливленд Индианс» официально объявили, что клуб поменяет свое название.[3] 14 декабря 2020 года владелец команды Пол Долан объявил о начале процесса смены названия: в сезоне 2021 года команда в последний раз выступит в качестве «Индианс», пока будет проходить выбор нового имени и будут реализованы необходимые для ребрендинга мероприятия.[4]

Появление и значение имени

Название «Индианс» возникло из-за просьбы владельца клуба Чарльза Сомерса к бейсбольным писателям выбрать новое имя для замены «Нэпс» после ухода их звездного игрока Nap Lajoie после сезона 1914 года.[5]

Часто повторяемая легенда гласит, что название было выбрано потому, что это было одним из прозвищ старому бейсбольного клуба «Кливленд Спайдерс» в то время, когда там играл коренной американец и члена племени пенобскот в штате Мэн, Луи Сокалексис.[6] Достоверность этой версии подвергается сомнению из-за дискриминационного отношения к коренным американцам в целом и Сокалексису в частности в ту эпоху.[7] В опубликованных объявлениях по случаю избрания нового названия в 1915 году имя Сокалексиса не упоминается, зато там содержится много расистских и оскорбительных выпадов в адрес коренных американцев.[8]

Защитники команды часто заявляют, что у неё есть намерение почтить память коренных американцев и что можно сделать это, сохранив при этом нынешнее название. Противники не делают различий между уважительным и пренебрежительным использованием, поскольку оба они основаны на стереотипах. В резолюции, принятой Обществом индийских психологов в 1999 году, говорится: «Стереотипные и исторически неточные образы индейцев в целом мешают изучению индейцев, создавая, поддерживая и сохраняя чрезмерно упрощенные и неточные взгляды на коренные народы и их культуру. Когда стереотипные представления принимаются как фактическая информация они способствуют развитию культурных предубеждений и предрассудков».[9]

Эта точка зрения перекликается с позицией Национального конгресса американских индейцев (NCAI): «Часто цитируется давно распространенный миф некоренного населения о том, что „индейские“ талисманы „почитают коренных жителей“. Американские спортивные компании, такие как „Вашингтон Редскинз“ и „Канзас-Сити Чифс“ из НФЛ, „Кливленд Индианс“ и „Атланта Брэйвз“ из MLB и Чикаго Блэкхокс из НХЛ продолжают получать прибыль от вредных стереотипов, возникших в то время, когда белое превосходство и сегрегация были обычным делом».[10]

Протестующие из числа коренных американцев в Кливленде также заявляют, что «уход в отставку» вождя Ваху не будет достаточным решением проблемы, поскольку название и логотип нужно будет изменить на то, что никак не отсылает к коренным американцам.[11]

Падение и исчезновение маскота Вождь Ваху

В начале 2014 года использование вождя Ваху было официально сокращено до второстепенного статуса в пользу буквы «C»[12].

Небольшое количество фанатов способствовало «лишению вождя» своей командной одежды, удалив в качестве молчаливого протеста логотип вождя Ваху и сохранив при этом свою поддержку команды. Руководство команды отказалось комментировать это явление, но сторонники Ваху оставили гневные комментарии в социальных сетях.[13][14]

Кепки с вождём продолжали носиться игроками вместе с белыми футболками в домашнем комплекте одежды и с альтернативными тёмно-синими футболками на домашних и гостевых играх. Это привлекло внимание к команде в Канаде и США в 2016 году во время чемпионата Американской лиги 2016 года и Мировой серии.[15]

Во время серии игр плей-офф «Кливленд Индианс» и «Торонто Блю Джейс» 2016 года главный комиссар Комиссии по правам человека Онтарио Рену Мандхане призвал канадские СМИ прекратить использование имя американской команды в связи с общей политикой комиссии, направленной против использования имен и изображений коренных народов в спорте.[16] Происходящий из племени черноногих архитектор Национального музея американских индейцев Дуглас Кардинал подал жалобу на нарушение прав человека в Верховный суд Онтарио и в трибунал по правам человека, стремясь запретить использование в Онтарио имени и логотипа «Кливленд Индианс», а также считающихся оскорбительными имен и логотипов других спортивных команд.[17]

Протесты продолжались, поскольку команда из Огайо впервые за 19 лет вернулась в мировую серию.[18] В августе 2016 года представитель команды заявил, что команда «очень осведомлена и внимательно относится к обеим сторонам разговора», но «не планирует вносить изменения».[19] Во время первой игры серии с «Чикаго Кабс» сотни коренных американцев протестовали за пределами стадиона.[20]

В ответ на объявление комиссара по бейсболу Робу Манфреду о планах встретиться с владельцем «Кливленд Индианс» Полом Доланом по этому вопросу NCAI направил ему запрос, чтобы в любом обсуждении участвовали члены сообщества коренных американцев.[21] Накануне этой встречи президент Американской социологической ассоциации (ASA) направил письмо Манфреду, в котором заявила о выпуске ею и многими другими научными организациями основанных на научных исследованиях правил, согласно которым использование основанных на образах коренных американцев имён и логотипов укрепляет стереотипы и создает враждебную среду для этого национального меньшинства.[22] Переговоры между командой и MLB продолжились в начале сезона 2017 года, когда Манфред настаивал на достижении прогресса в устранении логотипа.[23] Начиная с сезона 2019 года, логотип вождя Ваху не будет появляться ни на форме, ни на знаках стадиона. Товары с ним по-прежнему будут доступны на стадионе и в розничных магазинах в Огайо, но больше не будут продаваться на веб-сайте лиги.[24][25][26]

Вождь Ваху как расистская карикатура

Первоначальный образ Вождя Ваху.

Изображение Вождя Ваху стало логотипом команды в 1947 году,[27] и в дальнейшем стал экспонатом выставки в Музее расистских памятных вещей Джима Кроу, который поддерживается Государственным университетом Ферриса в Мичигане. Для профессора социологии в данном учебном заведении и эксперта в области расовых образов доктора Дэвида Пилигрима этот символом является «красным самбо», которое почти не отличается от популярных в эпоху Джима Кроу карикатур на черных, когда такие изображения национальных меньшинств широко использовались для разжигания предрассудков и оправдания дискриминационных законов и поведения. По мнению Пилигрима, преувеличенные черты лица служат своей дискриминационной цели, подчеркивая различия изображенной расы и усиливая идею о том, что карикатурная раса является неполноценной. Тогдашний вице-президент команды по связям с общественностью Боб ДиБиасио выступил в защиту использования маскота, заявив, что фанаты ассоциируют его изображение только с бейсболом, при этом обозначив решение команды больше не «оживлять или гуманизировать логотип» с точки зрения их «незнания затронутых этим чувств».[28]

Глава кливлендского отделения «Движения американских индейцев» охарактеризовал использование талисмана как «эксплуататорское, фанатичное, расистское и постыдное».[29]

В интервью 2008 года исполнительный директор NAACP Стэнли Миллер сетовал на отсутствие реакции на использование бейсбольной командой Вождя Ваху.[30]

Ученый-правовед и гражданин народа чероки Стив Рассел в 2011 году заявлял: «„Кливленд Индианс“ вероятно, наименее оскорбительно именуемая профессиональная спортивная команда, пока вы не встретите вождя Ваху. Это все равно, что назвать команду „Афро-американскими борцами за свободу“, а затем сделать Самбо талисманом. Это все равно, что назвать команду „La Raza“, а затем воскресить Фрито Бандито в качестве талисмана. Никто не может претендовать на честь с серьёзным лицом, если только они всерьёз не думают, что вождь Ваху — серьёзное лицо.»[31] stated in 2001:[32]

Особая проблема с персонажем заключена в носимом им пере, которое имеет особое культурное значение для многих индейских племен. Профессор социологии и урождённая коренная американка Эллен Бэрд указывала, что изображённое на логотипе перо традиционно дарилось раненному в битве воину, а узнать об этом факте людям мешал институциональный расизм.[33][34]

Реакция владельцем и управленце «Кливленд Индианс»

"Является ли [Вождь Ваху] оскорбительным или нет, на самом деле это не дискуссия. Является ли это расизмом, действительно суть вопроса/"

— —CEO Пол Долан, 19 декабря 2000 года

Владевший командой с 1986 по 2000 год ричард Джейкобс обещал не отказываться от логотипа, пока будет оставаться владельцем команды.[35][36] Когда команда перешла к Ларри Долану, он отметил: «У меня нет проблем с Вождём Ваху. Не думаю, что имелось в виду неуважение. Если бы я так считал, я бы подумал о смене».[37] Долан считал, что сила аргумента важнее масштабности протеста и со скепсисом относился к форматам протестов[38]

Студенческая газета Oberlin записала интервью и процитировала слова Долана: «Я категорически отвергаю то, что Ваху является расизмом. Я вижу, что некоторых коренных американцев это смущает — явно не всех. Думаю, я осознаю расизм, когда вижу его». Газета сообщила, что Долан утверждал, что его стимул к действию был ослаблен тем фактом, что коренные американцы не всегда считают логотип оскорбительным. Сын владельца команды По Долан был на встрече и сказал: «Является ли [шеф Ваху] оскорбительным или нет, на самом деле это не дискуссия. Суть вопроса в том, расизм ли это».[39]

Представитель команды Боб ДиБиасио выступил в защиту использования Вождя Ваху, заявив, что, хотя логотип является карикатурой, он «не предназначен для изображения кого-либо или какой-либо группы». Он также указал, что персонаж не является расистским, и спросил: «если нет намерения унизить, как что-то может унизить?»[40] В другом интервью он расширил свою мысль:

«Мы считаем, что это проблема восприятия. Мы думаем, что люди смотрят на логотип и думают о бейсболе — они думают о Си Си Сабатия, Бобе Феллере, Ларри Доби и Омаре Визкеле. The Wall Street Journal опубликовал редакционную статью о Jeep Cherokee и пришли к выводу, что что-то нельзя унизить, если нет намерения унизить. Мы по-прежнему верим, что подавляющему большинству наших фанатов нравится Вождь Ваху».[37]

Заявления других членов руководства Кливленда варьировались от уклончивых до очень благосклонных. Бывший директор по мерчандайзингу, а ныне вице-президент по концессиям Курт Шлосс[41][42] защищал использование логотипа как части фирменного стиля команды: «Вождь Ваху — это часть того, кто мы есть… Это не о представлении человека или группы, речь идет о нашей истории».[41] В 2007 году, будучи генеральным менеджером, он сказал: «Это не та область, которую я контролирую или на которой хочу сосредоточиться».[37] Став президентом команды в 2013 году, Шапиро в интервью спросили о его позиции позиции,[43] которую он раскрыл:

«Я думаю, вы всегда должны быть чувствительны к любому, кто находит это оскорбительным, что, вы знаете, в конечном счете, имя индейца и команда, в знак признания нашей гордости и принадлежности к первому индейскому бейсболисту. Итак, я думаю, что мы решили прославлять, знаете ли, Луиса Сокалексиса и его историю и традиции с индейцами, и не сосредотачиваться на чем-то, что мы хотели бы видеть, ну, знаете, на чем-то, что мы не видим и, конечно, не видим. Я не хочу никого оскорблять».[43]

ДиБиасио описал разговоры о вожде Ваху с Кливлендским движением американских индейцев и другими как «обмен идеями, концепциями и философиями». Движение американских индейцев Кливленда также запросило комментарий у владельцев прав на название стадиона в Кливленде Progressive Insurance, запрос оставался без ответа вплоть до мая 2013 года, когда представитель компании заявил, что ничего не знает об их письме.[44]

Примечания

  1. Legislative efforts to eliminate native-themed mascots, nicknames, and logos: Slow but steady progress post-APA resolution. American Psychological Association (August 2010). Дата обращения: 23 января 2013. Архивировано 23 февраля 2013 года.
  2. Nick Pedone. As the All-Star Game Goes on Without Chief Wahoo, Local Groups Say They'll Continue Pushing for Indians to Change Name. Cleveland Scene (July 9, 2019). Дата обращения: 10 октября 2019. Архивировано 9 января 2021 года.
  3. Bell, Mandy. Indians weigh 'best path forward' for team name, Indians.com, MLB Advanced Media (July 3, 2020). Архивировано 4 июля 2020 года. Дата обращения 15 января 2021.
  4. Team Name Update: Letter from Paul Dolan. MLB.com. Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано 14 декабря 2020 года.
  5. Baseball writers select "Indians" as the best name to apply to the former Naps (January 17, 1915). «With the going of Nap Lajoie to the Athletics, a new name had to be selected for the Cleveland American league club. President Somers invited the Cleveland baseball writers to make the selection. The title of Indians was their choice, it having been one of the names applied to the old National league club of Cleveland many years ago.».
  6. Looking Backwards (January 18, 1915). «Many years ago there was an Indian named Sockalexis who was the star player of the Cleveland baseball club. As a batter, fielder and base runner he was a marvel. Sockalexis so far outshone his teammates that he naturally came to be regarded as the whole team. The "fans" throughout the country began to call the Clevelanders the "Indians." It was an honorable name, and while it stuck the team made an excellent record. It has now been decided to revive this name. The Clevelands of 1915 will be the "Indians." There will be no real red Indians on the roster, but the name will recall fine traditions. It is looking backward to a time when Cleveland had one of the most popular teams of the United States. It also serves to revive the memory of a single great player who has been gathered to his fathers in the happy hunting grounds of the Abenakis.».
  7. Staurowsky, Ellen J. (1998). «An Act of Honor or Exploitation? The Cleveland Indians' Use of the Louis Francis Sockalexis Story». Sociology of Sport Journal 1998 (15): 299–316. doi:10.1123/ssj.15.4.299.
  8. Joe Posnanski. The Cleveland Indians, Louis Sockalexis, and The Name, NBC Sports (March 18, 2014). Архивировано 15 января 2021 года. Дата обращения 15 января 2021.
  9. Society of Indian Psychologists (January 27, 1999). Дата обращения: 19 августа 2013. Архивировано 31 октября 2015 года.
  10. Ending the Legacy of Racism in Sports & the Era of Harmful Indian Sports Mascots. NCAI. Дата обращения: 23 сентября 2015. Архивировано 24 января 2021 года.
  11. Schilling, Vincent. Standing Up And Staying Put: Four Decades of Protesting the Cleveland Indians' Chief Wahoo (April 17, 2012). Архивировано 27 августа 2013 года. Дата обращения 15 января 2021.
  12. Calcaterra, Craig. The Indians are changing their primary logo from Chief Wahoo to the block C, NBC Sports (January 8, 2014). Архивировано 6 марта 2021 года. Дата обращения 15 января 2021.
  13. Uni Watch: Some removing Chief Wahoo logos. ESPN.com (2 апреля 2014). Дата обращения: 21 октября 2014. Архивировано 1 октября 2014 года.
  14. Uni Watch » De-Chiefers-in-Chief. Дата обращения: 16 октября 2014. Архивировано 2 ноября 2014 года.
  15. Adler, Lindsey. The Cleveland Indians Are Liars, Deadspin (October 17, 2016). Архивировано 9 ноября 2020 года. Дата обращения 15 января 2021.
  16. Ashley Csanady. Don't use Cleveland's team name when covering next Blue Jays series, human rights commissioner urges, National Post (October 11, 2016).
  17. Architect Douglas Cardinal files human rights complaint against use of Cleveland's name, logo: Major League Baseball 'does not give baseball teams license for such wanton discrimination,' lawyer says, CBC News (October 14, 2016). Архивировано 8 ноября 2020 года. Дата обращения 15 января 2021.
  18. Waldstein, David. Battle Over Indians' Name and Logo Moves to the World Series (October 23, 2016). Архивировано 28 октября 2016 года. Дата обращения 15 января 2021.
  19. Cox, John Woodrow. Chief Wahoo, Cleveland Indians' logo, heads to the World Series. Prepare for outrage. (October 24, 2016). Архивировано 25 октября 2016 года. Дата обращения 15 января 2021.
  20. Cleveland Indians: Native Americans rally against logo, Al Jazeera (October 25, 2016). Архивировано 11 августа 2020 года. Дата обращения 15 января 2021.
  21. Waldron, Travis. Top Native American Group Wants To Meet With MLB, Cleveland Indians Over Chief Wahoo Logo, HuffPost (November 1, 2016). Архивировано 5 апреля 2018 года. Дата обращения 15 января 2021.
  22. ASA Letter to Commissioner Manfred (November 15, 2016). Дата обращения: 15 января 2021. Архивировано 21 февраля 2021 года.
  23. Waldstein, David. Commissioner Starts to Press Cleveland Indians About Logo (April 12, 2017). Архивировано 18 декабря 2020 года. Дата обращения 15 января 2021.
  24. Bastian, Jordan. Indians to stop using Wahoo logo starting in '19, Indians.com, MLB Advanced Media (January 29, 2018). Архивировано 27 ноября 2020 года. Дата обращения 15 января 2021.
  25. Waldstein, David. Cleveland Indians Will Abandon Chief Wahoo Logo Next Year (англ.) (January 29, 2018). Архивировано 29 января 2018 года. Дата обращения 15 января 2021.
  26. Siemaszko, Corky. Cleveland Indians will remove Chief Wahoo logo in 2019, NBC News (January 29, 2018). Архивировано 27 декабря 2020 года. Дата обращения 15 января 2021.
  27. Sheinin, Dave Cleveland Indians' removal of Chief Wahoo reignites debate over controversial nicknames. Washingtonpost.com (January 29, 2018). Дата обращения: 17 января 2021. Архивировано 29 октября 2020 года.
  28. Pattakos, Peter. The Curse of Chief Wahoo: Are we paying the price for embracing America's last acceptable racist symbol? (April 25, 2012). Архивировано 20 января 2013 года. Дата обращения 17 января 2021.
  29. Sangiacomo, Michael. Native Americans to mark Cleveland Indians 1st games with annual protest of Chief Wahoo logo (April 1, 2012). Архивировано 26 сентября 2018 года. Дата обращения 17 января 2021.
  30. Briggs, David. Chief Wahoo should go (April 5, 2008). Архивировано 29 октября 2013 года. Дата обращения 17 января 2021.
  31. Steve Russell Biography and Bibliography (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 августа 2013. Архивировано 29 января 2013 года.
  32. Russell, Steve (Spring 2003). «Ethics, Alterity, Incommensurability, Honor». The Cream City Review 27 (1).
  33. Samantha Taylor. Indigenous speaker discusses forced sterilization (February 25, 2005). Архивировано 28 мая 2019 года. Дата обращения 17 января 2021.
  34. Greening, Bryant. Filmmaker screens attack on Tribe's Chief Wahoo (November 11, 2006). Архивировано 16 октября 2007 года. Дата обращения 17 января 2021.
  35. Ferguson, Doug. Series Will Be Offensive To Many -- Team Nicknames, Mascots Object Of Protests (October 19, 1995). Архивировано 29 октября 2013 года. Дата обращения 4 апреля 2022.
  36. Pluto, Terry. It's Time for Chief Wahoo to Go (August 20, 1998). Архивировано 4 апреля 2022 года. Дата обращения 4 апреля 2022.
  37. 37,0 37,1 37,2 Shaughnessy, Dan. They've had some chief concerns (October 12, 2007). Архивировано 5 марта 2016 года. Дата обращения 4 апреля 2022.
  38. Heron, Liz. Lovable or Horrifying? Wahoo According to Dolan (December 15, 2000). Архивировано 18 августа 2016 года. Дата обращения 4 апреля 2022.
  39. Stillman, Nick. Dolan Defends Logo That Students Call Racist (February 9, 2001). Архивировано 4 апреля 2022 года. Дата обращения 4 апреля 2022.
  40. Barrientos, Tonya. A chief beef: Some teams still seem insensitive to Indians (March 16, 2002). Архивировано 18 июня 2004 года. Дата обращения 4 апреля 2022.
  41. 41,0 41,1 Crow, Kim. Indians unveil new uniforms for 2008 (November 19, 2007). Архивировано 29 октября 2013 года. Дата обращения 4 апреля 2022.
  42. Cleveland Indians Front Office Directory. Indians.com. MLB Advanced Media. Дата обращения: 5 июля 2020. Архивировано 27 октября 2021 года.
  43. 43,0 43,1 Cleveland Frowns. Cleveland Indians President Mark Shapiro: "Chief Wahoo isn't going anywhere." (April 11, 2013). Дата обращения: 11 июня 2013. Архивировано 27 февраля 2021 года.
  44. Podolski, Mark. Chief Wahoo still a divisive symbol in Cleveland sports (May 5, 2013). Архивировано 15 июня 2013 года. Дата обращения 4 апреля 2022.

Ссылки