Список запусков баллистических ракет в СССР в 1955 году
В Списке запусков баллистических ракет в СССР в 1955 году в хронологическом порядке представлены все запуски баллистических ракет, произведённые на территории СССР в 1955 году. Всего было произведено 110 запусков: 18 Р-1 (индекс ГРАУ — 8А11), 44 Р-2 (индекс ГРАУ — 8Ж38), 8 Р-5 (индекс ГРАУ — 8А62), 25 Р-5М (индекс ГРАУ — 8К51), 14 Р-11 (индекс ГРАУ — 8А61) и 1 Р-11М (индекс ГРАУ — 8К11).
Несмотря на близкое родство, ракета Р-1 не была полной копией A-4: Р-1 изготавливалась советскими специалистами с использованием технологий, приборов и оборудования на советских предприятиях. Ключевым отличием было использование советской телеметрической системы управления — 12-канальная телеметрическая система «Дон»[1].
Р-2 стала дальнейшим развитием технологий заложенных в А-4 с добавлением идей советских конструкторов: Р-2 была больше, имела ряд конструктивных отличий, среди которых самым заметным было использование топливного бака в качестве несущего элемента конструкции. Среди эксплуатационных отличий главным было почти двукратное (до 600 км) увеличение радиуса действия ракеты значительное увеличение веса взрывчатого вещества[1][2].
Р-5, являясь продуктом эволюции V-2 (A-4), значительно превзошла по своим тактико-техническим характеристикам и заложенным инженерным решениям все предыдущие советские ракеты. Для повышения удельного импульса двигателя на ракете Р-5 был установлен специальный насадок на сопло; для снижения веса разработчики отказались от тяжёлого герметичного приборного отсека, разместив часть приборов в хвостовом отсеке, а наиболее чувствительные компоненты в межбаковом пространстве на специальных кронштейнах; автономная система управления была дополнена системой радиоуправления дальностью, боковой радиокоррекции и аварийного выключения двигателя (АВД); специальные воронкогасители в баках, уменьшили остатки неиспользуемых компонентов топлива на 100 кг. Эти и многие другие технические решения позволили увеличить максимальную дальность ракеты до 1200 км при массе головной части 1425 кг. Проект предусматривал изменение дальности полёта в диапазоне 600—1200 км, что дало возможность изменять массу боевой части в зависимости от дальность стрельбы. Запуская Р-5 на дистанцию 810—1200 км использовалась основная боевая часть. Стреляя на меньшие дистанции предлагалось размещать подвесные боевые части: на дальность 560—810 км — две, а на дальность до 560 км — четыре подвесные боевые части общей массой 3830 кг[3].
Р-11 была первой советской жидкостной ракетой, использующей в качестве топливной пары не «жидкий кислород + этиловый спирт», а высоко кипящие компонеты: окислитель АК-20 (20 % четырёхокиси азота и 80 % азотной кислоты) и горючее Т-1 (керосин). Для воспламенения компонентов топлива использовался компонент ТГ-02 (50 % ксилидина и 50 % триэтиламина). Кроме этого, использовалась вытеснительная система подачи топлива[4]. В результате, при боевой дальности аналогичной Р-1, ракета Р-11 имела массу 5850 кг (у Р-1 — 13 400 кг) и длину 10,4 метра (у Р-1 — 14,6 м). Р-11 послужила основой для создания ракеты-носителя ядерного оружия Р-11М. В ходе разрабоке Р-11М в основную конструкцию было внесено много изменений направленных на повышение надёжности и безотказности ракеты-носителя[5].
Р-11М разрабатывалась в качестве ракеты-носителя ядерной боевой части. Главными отличиями от Р-11 были доработка двигателя с целью повышения надёжности, увеличение ресурса основных агрегатов ракеты и дублирование систем управления[6].
Все запуски баллистических ракет в СССР в 1955 году производились с территории 4-го государственного центрального полигона (4-й ГЦП), известного, как Капустин Яр[7]
Подготовка запусков
Испытательные запуски Р-5 и Р-11 производились в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 442—212 от 13 февраля 1953 г. «О плане опытно-конструкторских работ по ракетам дальнего действия на 1953—1955 гг.»[8].
В этом же Постановлении определялись типы испытаний[8].:
- Поверочные (пристрелочные) испытания — испытания на готовность системы к итоговым испытаниям. Данные испытания должны были проводиться министерством вооружения совместно со смежными министерствами, принимавших участие в разработке испытываемых систем.
- Итоговые (зачётные) испытания — испытания, которые проводились совместно Военным Министерством СССР и министерством вооружения. Для проведения данных испытаний Советом Министров СССР утверждалась специальная комиссия. По результатам испытаний принималось решение о принятии ракет на вооружение Советской Армии.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1048-607сс от 26 мая 1955 г. «О ходе работ по использованию ракеты Р-11 для транспортировки атомного заряда (ракета Р-11М)» в 1955 году начались испытания ракеты Р-11М — ракеты-носителя с ядерной боеголовкой. Подготовка испытаний началась в августе, а первый запуск был произведён 30 декабря 1955 года. Главное управление гидрометеорологической службы при Совете министров СССР должно было обеспечить зондирование атмосферы до высот 15-18 км в рамках метеоролической поддержки испытаний. Этим же постановлением ставилась задача по разработке самоходной транспортно пусковой установки на базе самоходной артиллерийской установки[9].
В сентябре-декабре 1955 года планировалось провести серию запусков экспериментальных ракет Р-5Р и Р-5РД, которые должны были проводиться в рамках подготовки испытаний ракеты Р-7. Однако из-за неготовности испытуемых систем запуски провести не удалось[10].
Список
Каждый запуск баллистической ракеты, произведённый в СССР в 1955 году, был зафиксирован в «Книге учёта пуска ракет за 1947—1962 гг. Архив Военно-научного комитета РВСН»[7]. В данном списке не представлены запуски трёх Р-1Е — геофизическая ракета, созданная на основе баллистической ракеты Р-1, которая формально не считалась баллистической.
Кроме указанных в списке запусков баллистических ракет, в 1955 году производились запуски ракеты Р-11ФМ — морской версии Р-11. Запуски производились со специального качающегося стенда СМ-49 (4-й ГЦП). 16 сентября 1955 года в 17:32 с борта БРПЛ Б-67 проекта В611 произведен первый пуск ракеты Р-11ФМ с борта подводной лодки, которая находилась в акватории Белого моря. Эти запуски не были отражены в «Книге учёта пуска ракет за 1947—1962 гг. Архив Военно-научного комитета РВСН» так как относились к Военно-морскому флоту СССР[11].
Цветовая легенда |
---|
Аварийный запуск |
№ пп | Тип ракеты | Дата испытания | Номер изделия[к 1] | Место запуска | Дальность плановая (км) |
Отклонение по дальности (км) «-» недолёт, «+» перелёт |
Отклонение от оси запуска (км) «Л» влево, «П» вправо |
Результат запуска | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Р-2 | 2 января 1955 | 409 | 4-й ГЦП | 530 | +1,731 | Л 1,794 | Норма | Испытания по проекту «Генератор-2» |
2 | Р-5 | 6 января 1955 | К3-13 | 4-й ГЦП | 1191,4 | -2,227 | Л 0,851 | Норма | Зачётные испытания |
3 | Р-5 | 8 января 1955 | К3-12 | 4-й ГЦП | 1191,4 | -3,897 | Л 1,66 | Норма | Зачётные испытания |
4 | Р-11 | 12 января 1955 | К3-3 | 4-й ГЦП | 270 | -1,357 | Л 0,68 | Норма | Пристрелочные испытания |
5 | Р-11 | 14 января 1955 | К3-4 | 4-й ГЦП | 270 | +4,284 | Л 1,367 | Норма | Пристрелочные испытания |
6 | Р-2 | 15 января 1955 | 408 | 4-й ГЦП | 530 | +5,946 | Л 1,715 | Норма | Испытания по проекту «Генератор-2» |
7 | Р-5 | 17 января 1955 | К3-14 | 4-й ГЦП | 1191,4 | -6,123 | Л 0,722 | Норма | Зачётные испытания |
8 | Р-5М | 20 января 1955 | С1-2 | 4-й ГЦП | 1163 | -2,238 | П 0,73 | Норма | Эксперементальный пуск |
9 | Р-11 | 21 января 1955 | К3-6 | 4-й ГЦП | 270 | +1,987 | Л 1,908 | Норма | Пристрелочные испытания |
10 | Р-11 | 21 января 1955 | К3-5 | 4-й ГЦП | 270 | +2,683 | Л 1,387 | Норма | Пристрелочные испытания |
11 | Р-5 | 21 января 1955 | К3-18 | 4-й ГЦП | 1191,4 | -0,4 | П 1,062 | Норма | Зачётные испытания |
12 | Р-5 | 22 января 1955 | К3-18 | 4-й ГЦП | 1191,4 | 0,0 | 0,0 | Норма | Зачётные испытания |
13 | Р-5 | 25 января 1955 | К3-19 | 4-й ГЦП | 1191,4 | Авария | Зачётные испытания | ||
14 | Р-2 | 25 января 1955 | 403 | 4-й ГЦП | 530 | -6,209 | Л 3,611 | Норма | Испытания по проекту «Генератор-2» |
15 | Р-1 | 28 января 1955 | 720 | 4-й ГЦП | 270 | +2,016 | П 2,109 | Норма | |
16 | Р-11 | 28 января 1955 | К3-14 | 4-й ГЦП | 270 | +3,398 | П 4,64 | Норма | Зачётные испытания |
17 | Р-5 | 29 января 1955 | К3-20 | 4-й ГЦП | 1191,4 | -2,884 | Л 0.518 | Норма | Зачётные испытания |
18 | Р-1 | 29 января 1955 | 920 | 4-й ГЦП | 270 | +3,865 | П 4,253 | Норма | |
19 | Р-2 | 30 января 1955 | 402 | 4-й ГЦП | 530 | -7,652 | П 0,151 | Норма | Испытания по проекту «Генератор-2» |
20 | Р-5 | 1 февраля 1955 | К3-15 | 4-й ГЦП | 1191,4 | -3,294 | Л 0,535 | Норма | Зачётные испытания |
21 | Р-11 | 2 февраля 1955 | К3-10 | 4-й ГЦП | 270 | Авария | |||
22 | Р-1 | 3 февраля 1955 | 820 | 4-й ГЦП | +2,28 | П 1,506 | Норма | ||
23 | Р-5 | 7 февраля 1955 | К3-8 | 4-й ГЦП | 1191,4 | +1,237 | Л 0,872 | Норма | Зачётные испытания |
24 | Р-1 | 7 февраля 1955 | 1020 | 4-й ГЦП | 270 | +3,825 | П 0,183 | Норма | |
25 | Р-2 | 8 февраля 1955 | К5-20 | 4-й ГЦП | 562 | -1,931 | Л 1,149 | Норма | |
26 | Р-2 | 8 февраля 1955 | К4-20 | 4-й ГЦП | 556 | +0,124 | Л 0,493 | Норма | |
27 | Р-5М | 9 февраля 1955 | С1-3 | 4-й ГЦП | 1163 | -1,376 | П 2,274 | Норма | Экспериментальный пуск |
28 | Р-11 | 10 февраля 1955 | К3-9 | 4-й ГЦП | 270 | +0,843 | Л 1,211 | Норма | Зачётные испытания |
29 | Р-11 | 11 февраля 1955 | К3-8 | 4-й ГЦП | 270 | +1,914 | П 2,047 | Норма | Зачётные испытания |
30 | Р-5М | 14 февраля 1955 | С1-4 | 4-й ГЦП | 1163 | -3,805 | П 1,032 | Норма | Экспериментальный пуск |
31 | Р-11 | 15 февраля 1955 | С3-12 | 4-й ГЦП | 55 | -0,335 | Л 0,442 | Норма | Зачётные испытания |
32 | Р-11 | 17 февраля 1955 | С3-15 | 4-й ГЦП | 55 | +0,081 | П 0,67 | Норма | Зачётные испытания |
33 | Р-11 | 17 февраля 1955 | С3-7 | 4-й ГЦП | 55 | -0,186 | П 0,382 | Норма | Зачётные испытания |
34 | Р-11 | 19 февраля 1955 | С3-13 | 4-й ГЦП | 270 | +0,497 | Л 1,074 | Норма | Зачётные испытания |
35 | Р-11 | 21 февраля 1955 | С3-16 | 4-й ГЦП | 270 | +3,343 | Л 0,339 | Норма | Зачётные испытания |
36 | Р-11 | 22 февраля 1955 | С3-11 | 4-й ГЦП | 270 | +1,164 | П 0,096 | Норма | Зачётные испытания |
37 | Р-2 | 25 февраля 1955 | К7-20 | 4-й ГЦП | 556 | -0,028 | Л 0,329 | Норма | |
38 | Р-2 | 28 февраля 1955 | К8-20 | 4-й ГЦП | 551 | -82,026 | П 9,01 | Норма | |
39 | Р-2 | 1 марта 1955 | К6-20 | 4-й ГЦП | 562 | -531,7 | Л 1,46 | Авария | |
40 | Р-2 | 2 марта 1955 | К3-5Д | 4-й ГЦП | 270 | -28,645 | Л 0,681 | Норма | Экспериментальный пуск с утяжелённой головной частью |
41 | Р-2 | 21 марта 1955 | К0-10 | 4-й ГЦП | 270 | -1,137 | Л 0,963 | Норма | |
42 | Р-2 | 4 апреля 1955 | К0-11 | 4-й ГЦП | 270 | -0,208 | Л 1,372 | Норма | |
43 | Р-1 | 8 апреля 1955 | 410 (1953 года) | 4-й ГЦП | 270 | +3,943 | Л 0,943 | Норма | Повторно из партии № 4 1953 года |
44 | Р-1 | 9 апреля 1955 | 1811 (1953 года) | 4-й ГЦП | 270 | -3,51 | П 3,115 | Норма | Повторно из партии № 18 1953 года |
45 | Р-1 | 12 апреля 1955 | 405 (1954 года) | 4-й ГЦП | 270 | +2,050 | Л 2,567 | Норма | Повторно из партии № 4 1954 года |
46 | Р-1 | 15 апреля 1955 | 215 (1953 года) | 4-й ГЦП | 270 | -1,487 | Л 1,761 | Норма | Повторно из партии № 2 1953 года |
47 | Р-5М | 29 апреля 1955 | С1-5 | 4-й ГЦП | 1163 | -356,04 | Л 1,607 | Авария | Экспериментальный пуск |
48 | Р-2 | 18 мая 1955 | С1-20 ТАД | 4-й ГЦП | 555 | -3,715 | П 0,214 | Норма | |
49 | Р-2 | 20 мая 1955 | С2-20 ТАД | 4-й ГЦП | 555 | -0,877 | П 0,462 | Норма | |
50 | Р-5М | 20 мая 1955 | С1-6 | 4-й ГЦП | 1163 | -4,828 | П 1,809 | Норма | Экспериментальный пуск |
51 | Р-5М | 26 мая 1955 | С1-1 | 4-й ГЦП | 1163 | -7,091 | Л 1,837 | Норма | Экспериментальный пуск |
52 | Р-2 | 28 мая 1955 | К8-12 | 4-й ГЦП | 561 | +4,65 | П 0,929 | Норма | |
53 | Р-2 | 31 мая 1955 | К2-9 | 4-й ГЦП | 576 | -1,037 | П 0,362 | Норма | |
54 | Р-2 | 1 июня 1955 | К6-9 | 4-й ГЦП | 576 | -0,889 | П 0,914 | Норма | |
55 | Р-5М | 11 июня 1955 | С1-7 | 4-й ГЦП | 1163 | -4,919 | П 0,604 | Норма | Экспериментальный пуск |
56 | Р-2 | 11 июня 1955 | С5-20 | 4-й ГЦП | 548 | +1,419 | П 0,485 | Норма | |
57 | Р-2 | 11 июня 1955 | С4-20 | 4-й ГЦП | 548 | -7,173 | Л 0,003 | Норма | |
58 | Р-5М | 15 июня 1955 | С1-10 | 4-й ГЦП | 1163 | -6,361 | П 2,379 | Норма | Экспериментальный пуск |
59 | Р-1 | 18 июня 1955 | 318 (1953 года) | 4-й ГЦП | 270 | -1,315 | Л 2,080 | Норма | После ремонта на в/б 666 |
60 | Р-2 | 20 июня 1955 | С3-20 | 4-й ГЦП | 555 | -4,635 | П 0,499 | Норма | |
61 | Р-5М | 22 июня 1955 | С1-9 | 4-й ГЦП | 1163 | -6,596 | П 1,394 | Норма | Экспериментальный пуск |
62 | Р-5М | 23 июня 1955 | С1-12 | 4-й ГЦП | 1163 | -3,996 | П 0,991 | Норма | Экспериментальный пуск |
63 | Р-1 | 24 июня 1955 | 305 (1953 года) | 4-й ГЦП | 270 | -0,642 | Л 0,115 | Норма | После ремонта на в/б 666 |
64 | Р-2 | 28 июня 1955 | С6-20 | 4-й ГЦП | 541 | -1,282 | П 0,28 | Норма | |
65 | Р-5М | 28 июня 1955 | С1-11 | 4-й ГЦП | 1163 | -11,168 | П 1,461 | Норма | Экспериментальный пуск |
66 | Р-5М | 30 июня 1955 | С1-8 | 4-й ГЦП | 551,7 | -11,168 | Л 0,19 | Норма | Экспериментальный пуск |
67 | Р-5М | 7 июля 1955 | С1-13 | 4-й ГЦП | 551,7 | -2,837 | П 0,724 | Норма | Экспериментальный пуск |
68 | Р-5М | 9 июля 1955 | С1-14 | 4-й ГЦП | 1080 | -7,196 | П 0,692 | Норма | Экспериментальный пуск |
69 | Р-2 | 15 июля 1955 | С0-1 | 4-й ГЦП | 200 | -6,843 | Л 1,182 | Норма | Экспериментальный пуск с утяжелённой головной частью |
70 | Р-2 | 20 июля 1955 | С0-3 | 4-й ГЦП | 200 | +3,66 | Л 0,155 | Норма | Экспериментальный пуск с утяжелённой головной частью |
71 | Р-1 | 25 июля 1955 | 104 (1953 года) | 4-й ГЦП | 55,1 | +0,73 | П 0,18 | Норма | После ремонта на в/б 666 |
72 | Р-1 | 26 июля 1955 | 119 (1953 года) | 4-й ГЦП | 55,1 | +0,7 | Л 2,5 | Норма | После ремонта на в/б 666 |
73 | Р-2 | 26 июля 1955 | С0-4 | 4-й ГЦП | 280 | -249,2 | П 3,459 | Авария | Экспериментальный пуск с утяжелённой головной частью |
74 | Р-1 | 29 июля 1955 | 0427 (1951 года) | 4-й ГЦП | 55,1 | +0,92 | П 0,34 | Норма | |
75 | Р-1 | 1 августа 1955 | 0430 (1951 года) | 4-й ГЦП | 55,1 | +1,11 | Л 0,27 | Норма | |
76 | Р-2 | 3 августа 1955 | С7-20 | 4-й ГЦП | 548 | +2,727 | Л 0,873 | Норма | |
77 | Р-2 | 5 августа 1955 | С0-2 | 4-й ГЦП | 280 | -8,855 | Л 0,316 | Норма | Экспериментальный пуск с утяжелённой головной частью |
78 | Р-2 | 6 августа 1955 | 406 | 4-й ГЦП | 540 | -2,791 | Л 3,164 | Норма | Испытания по проекту «Генератор-2» |
79 | Р-2 | 8 августа 1955 | С0-5 | 4-й ГЦП | 280 | +3,365 | Л 0,049 | Норма | Экспериментальный пуск с утяжелённой головной частью |
80 | Р-5М | 9 августа 1955 | С1-18 | 4-й ГЦП | 1165,3 | +2,27 | П 2,091 | Норма | Пристрелочные испытания |
81 | Р-5М | 12 августа 1955 | С1-17 | 4-й ГЦП | 1170,8 | +3,974 | П 1,204 | Норма | Пристрелочные испытания |
82 | Р-5М | 16 августа 1955 | С1-16 | 4-й ГЦП | 1165,3 | -813 | Л 3 | Авария | Пристрелочные испытания |
83 | Р-1 | 24 августа 1955 | 302 (1952 года) | 4-й ГЦП | 280 | +4,370 | П 3 | Норма | Показ Г. К. Жукову; после ремонта на в/б 666 |
84 | Р-2 | 24 августа 1955 | C0-8 | 4-й ГЦП | 280 | +8,585 | Л 0,32 | Норма | Экспериментальный пуск с утяжелённой головной частью |
85 | Р-1 | 25 августа 1955 | 0315 (1952 года) | 4-й ГЦП | 55,1 | +1,01 | Л 5,99 | Норма | |
86 | Р-2 | 27 августа 1955 | С0-7 | 4-й ГЦП | 553,7 | -2,452 | П 0,026 | Норма | Экспериментальный пуск с утяжелённой головной частью |
87 | Р-2 | 30 августа 1955 | С8-20 | 4-й ГЦП | 555 | -0,49 | Л 0,578 | Норма | |
88 | Р-2 | 31 августа 1955 | С9-20 | 4-й ГЦП | 548 | -0,075 | П 0,019 | Норма | |
89 | Р-5М | 19 сентября 1955 | С1-20 | 4-й ГЦП | 1165,3 | +4,965 | П 1,275 | Норма | Пристрелочные испытания |
90 | Р-5М | 23 сентября 1955 | С1-19 | 4-й ГЦП | 1171,2 | +3,156 | Л 1,01 | Норма | Пристрелочные испытания |
91 | Р-5М | 27 сентября 1955 | С1-24 | 4-й ГЦП | 1190 | +2,709 | Л 0,374 | Норма | Пристрелочные испытания |
92 | Р-2 | 29 сентября 1955 | С11-20 | 4-й ГЦП | 569 | -5,915 | П 0,106 | Норма | |
93 | Р-5М | 1 октября 1955 | С1-25 | 4-й ГЦП | 1190 | +14,296 | П 0,146 | Норма | |
94 | Р-2 | 1 октября 1955 | С10-20 | 4-й ГЦП | 561 | -0,762 | Л 0,326 | Норма | |
95 | Р-1 | 5 октября 1955 | К1-17 (1952 года) | 4-й ГЦП | 149 | -0,32 | П 0,42 | Норма | |
96 | Р-1 | 8 октября 1955 | К1-19 (1952 года) | 4-й ГЦП | 149 | -2,29 | П 0,1 | Норма | |
97 | Р-5М | 31 октября 1955 | С12-20 | 4-й ГЦП | 564 | -5,236 | Л 0,1 | Норма | Пристрелочные испытания |
98 | Р-5М | 1 ноября 1955 | С1-23 | 4-й ГЦП | 1083 | -1,346 | Л 0,319 | Норма | Пристрелочные испытания |
99 | Р-5М | 4 ноября 1955 | С1-21 | 4-й ГЦП | 1083 | +1,67 | Л 0,958 | Норма | Пристрелочные испытания |
100 | Р-5М | 19 ноября 1955 | С1-22 | 4-й ГЦП | 1083 | +3,048 | Л 0,96 | Норма | Пристрелочные испытания |
101 | Р-2 | 19 ноября 1955 | С13-20 | 4-й ГЦП | 553 | -6,598 | П 2,152 | Норма | |
102 | Р-2 | 23 ноября 1955 | С14-20 | 4-й ГЦП | 559 | +0,548 | Л 1,333 | Норма | |
103 | Р-2 | 23 ноября 1955 | 415 | 4-й ГЦП | 540 | -0,173 | Л 2,819 | Норма | Испытания по проекту «Генератор-2» |
104 | Р-2 | 16 декабря 1955 | С15-20 | 4-й ГЦП | 548 | -0,470 | Л 1,652 | Норма | |
105 | Р-2 | 17 декабря 1955 | С16-20 | 4-й ГЦП | 559 | -3,342 | Л 1,439 | Норма | |
106 | Р-2 | 24 декабря 1955 | С18-10 | 4-й ГЦП | 542 | -0,381 | Л 0,701 | Норма | |
107 | Р-2 | 27 декабря 1955 | С17-20 | 4-й ГЦП | 542 | -3,344 | Л 0,402 | Норма | |
108 | Р-2 | 28 декабря 1955 | С19-20 | 4-й ГЦП | 542 | -0,395 | Л 1,318 | Норма | |
109 | Р-11М | 30 декабря 1955 | С1-5 | 4-й ГЦП | 56 | Авария | Этап 1А Лётно-конструкторских испытаний | ||
110 | Р-2 | 30 декабря 1955 | С19-19 | 4-й ГЦП | 538 | +5,71 | Л 1,033 | Норма |
Итоги запусков
В рамках исследований по запуску ракет Р-2 на промежуточные дальности проводились исследования по использованию тяжёлой головной части. Запуски 1955 года подтвердили правильность заложенных идей и тяжёлые ГЧ показали заданную кучность[2].
16 апреля 1955 года вышло Постановление Совета Министров СССР, обозначившее окончание опытно-конструкторских испытаний Р-5[12]
В ходе первых запусков ракеты Р-5М была обнаружена неожиданная проблема: флаттер воздушных рулей. Проблему быстро решили измененив конструкцию воздушных рулей и увеличив жёсткости кинематики привода. В Р-5М было заложено много усовершенствований, которые должны были повысить надёжность систем будущего носителя ядерного оружия. Для испытания надёжности было произведено три запуска с искуственными неисправностями: в первом испытании был отключён преобразователь одиного из каналов автомата стабилизации; во втором была разорвана цепь потенциометра обратной связи, связанного с рулевой машинкой; в третьем была отключена рулевая машинка одного из газоструйных рулей. Все искусственные неисправности были потенциально фатальными и на ракете Р-5 должны были неминуемо привести к аварии. Во время всех запусков дублирующие системы Р-5М справились с неисправностями и ракеты выполнили поставленную задачу. Среди усовершенствованний, использованных в Р-5М была новая система аварийного подрыва ракеты (АПР). При запуске 29 апреля 1955 Р-5М отклонилась более чем не 7° по углу рысканья и АПР выдала команду на прекращение полёта[5].
13 июля 1955 года после зачётных испытаний в январе-феврале 1955 года ракета Р-11 была принята на вооружение[13][5].
С декабря 1955 года начались лётные испытания Р-11М — модификация Р-11 для запуска со специальной боевой частью — ядерной боеголовкой[14].
По итогам проверки Министерством обороны СССР ГЦП-4 и запусков ракет проведёной в августе 1955 года большая группа военнослужащих полигона получила благодарности и ценные подарки[15].
Комментарии
- ↑ В списке указаны ракеты установленные на стартовую позицию; при отсутствии номера в источнике, в таблице номер не указывается.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Гудилин, Слабкий: Р-1, 1996.
- ↑ 2,0 2,1 Гудилин, Слабкий: Р-2, 1996.
- ↑ Гудилин, Слабкий: Р-5, 1996.
- ↑ Иванов С., 1999, с. 28.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Гудилин, Слабкий: Р-11, 1996.
- ↑ Докладная записка А. В. Домрачева и В. Д. Калмыкова в ЦК КПСС о завершении разработки ракеты Р-5 // Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 400—404. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
- ↑ 7,0 7,1 Ивкин, Сухина, 2010, с. 1012—1019.
- ↑ 8,0 8,1 Из Постановления Совета Министров СССР № 442-212 от 13 февраля 1953 г. «О плане опытно-конструкторских работ по ракетам дальнего действия на 1953—1955 гг.» // Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 312—316. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
- ↑ Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1048-607сс от 26 мая 1955 г. «О ходе работ по использованию ракеты Р-11 для транспортировки атомного заряда (ракета Р-11М)» // Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 467—469. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
- ↑ Из докладной записки В. М. Рябикова и Г. Н. Пашкова в Президиум ЦК КПСС о ходе разработки ракеты Р-7 // Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 481—485. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
- ↑ Ракетный комплекс с оперативно-тактическими ракетами Р-11 (8А61) и Р-11М (8К11) : [рус.] : [арх. 13 июня 2023] // РВСЕ.ифо : электр. изд..
- ↑ Из Постановления Совета Министров СССР № 737-441 от 16 апреля 1955 г. «Об изделии Р-5» // Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 459—460. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
- ↑ Семёнов, 2006, с. 57.
- ↑ Семёнов, 2006, с. 58.
- ↑ Приказ Министра обороны СССР №0161 от 31 августа 1955 г. «О награждении ценными подарками личного состава войсковых частей 15644 и 52035» // Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 496—498. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
Литература
- Задача особой государственной важности : Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959 гг.) : сб. док. / сост.: В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М. : РОССПЭН, 2010. — 1207 с. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
- Шаблон:Публикация:РКК Энергия 1946-96
- Гудилин, В. Е. Ракетный комплекс Р-1 : [арх. 10 февраля 2022] // Ракетно-космические системы : (История. Развитие. Перспективы) : [рус.] / В. Е. Гудилин, Л. И. Слабкий. — М., 1996.
- Гудилин, В. Е. Ракетный комплекс Р-2 : [арх. 29 июня 2021] // Ракетно-космические системы : (История. Развитие. Перспективы) : [рус.] / В. Е. Гудилин, Л. И. Слабкий. — М., 1996.
- Гудилин, В. Е. Ракетный комплекс Р-5 : [арх. 9 ноября 2021] // Ракетно-космические системы : (История. Развитие. Перспективы) : [рус.] / В. Е. Гудилин, Л. И. Слабкий. — М., 1996.
- Гудилин, В. Е. Ракетные комплексы Р-11 и Р-11МФ : [арх. 10 февраля 2022] // Ракетно-космические системы : (История. Развитие. Перспективы) : [рус.] / В. Е. Гудилин, Л. И. Слабкий. — М., 1996.
- Шаблон:Публикация:Иванов С. Н.:Лекции по истории развития баллистических ракет и ракет-носителей
Ссылки
- Хронология запусков ракет и космических аппаратов : Пуски ракет СССР в 1955 году : [арх. 6 июня 2023] : [электр. изд.]. — SpaSecraftrocket.org.
Списки запусков баллистических ракет в СССР до создания РВСН (1947—1959 гг.) | ||
Список запусков баллистических ракет в СССР в 1954 году | Список запусков баллистических ракет в СССР в 1955 году | Список запусков баллистических ракет в СССР в 1956 году |