Социология молодёжи
Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования её жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи[1].
Социологию молодёжи следует отличать от ювенологии — комплексной дисциплины, изучающей молодёжь как социально-возрастную группу и объединяющей социологический, психологический, политологический, культурологический, сексологический, этический и другие подходы[2].
История социологии молодёжи
Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодёжь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодёжь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия[2].
Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами[1].
Понятие «молодёжь»
В. Т. Лисовский так определил молодёжь в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.
Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».
На международном симпозиуме, проведенным в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 35 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:
- подростки до 18 лет
- молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
- молодые взрослые от 24 до 35 лет.
Функции молодёжи
Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет особые социальные функции[1], порой противоречивые и неоднозначные. Таким образом, молодёжь:
- наследует достигнутый уровень развития общества и государства;
- имеет свои цели и интересы, которые не всегда совпадают с государственными и общественными;
- отличается определёнными ценностными ориентациями, духовной нравственностью и недостатком жизненного опыта, что повышает вероятность ошибки при принятии решения; с другой стороны, молодёжь является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания;
- является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической инициативы, с другой — демонстрирует неполное включение в социально-политические отношения, индифферентность;
- как социальный слой — является источником социально-экономического и духовного возрождения страны, но также может иметь отношение к криминалу, наркомании и другим девиациям.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Бабосов Е. М. Социология молодёжи // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Велькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)
- ↑ 2,0 2,1 Головатый Н. Ф. Социология молодёжи: Курс лекций. — К.: МАУП, 1999. — 224 с. Архивная копия от 17 апреля 2010 на Wayback Machine
Литература
- Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 592 с. ISBN 978-5-98201-021-6
- Иконникова С. Н., Кон И. С. Молодёжь как социальная категория.. — М., 1970. — 14 с.
- Иконникова С. Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1974. — 164 с.
- Иудин А. А., Шпилёв Д. А. Современная немецкая социология (Обзор). Демографическая политика ФРГ: иммигранты и молодёжь. — Н. Новгород: НИСОЦ, 2011. — 88 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-93116-140-2.
- Луков Вал. А. Биосоциология молодёжи: теоретико-методологические основания. — М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. — 430 с. — ISBN 978-5-98979-940-3.
- Немировский В. Г. Молодёжь строит будущее. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1986. — 85 с.
- Немировский В. Г. Молодёжь восьмидесятых: Потребности, ценности, идеалы. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. — 184 с.
- Немировский В. Г. Социальный облик молодёжи Красноярского края. — Красноярск: КрасГУ, Красноярский краевой комитет по делам молодёжи, 1995. — 145 с.
- Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента:Часть I // Свободная мысль-XXI. — 1999. — № 10-11.
- Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента:Часть II // Свободная мысли-XXI. — 2000. — № 1.
- Тарасов А. Н. Молодёжь как объект классового эксперимента: Часть III // Свободная мысль-XXI. — 2004. — № 12.
Ссылки
- Публикации в рубрике «Социология поколений» на сайте Института социологии РАН (многие с полными текстами)
- Электронная энциклопедия «Социология молодежи» / под ред. проф. Вал. А. Лукова