Перейти к содержанию

Соседи (рассказ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Соседи
Жанр рассказ
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1892

«Сосе́ди» ― рассказ русского писателя А. П. Чехова, опубликованный в 1892 году в периодическом издании «Книжка Недели».

История написания и публикация

Материалы записной книжки Чехова свидетельствуют о том, что писатель обдумывал сюжет рассказа во время своей заграничной поездки весной 1891 года, во время которой он не переставал работать над своими произведениями. «Пробовал приспособление для писанья в вагоне, — отмечает Чехов в записной книжке на другой день после отъезда из Санкт-Петербурга. — Ничего, пишется, хотя и плохо» (18 марта). 18 или 19 апреля на пути из Ниццы в Париж в записной книжке была сделана запись: «Тут мимо леса, где хорошая тяга, он ехал с Власовым и пел „не любить — погубить значит жизнь молодую“». Данный эпизод с некоторыми изменениями вошел в рассказ (а Власов стал Власичем); причём его роль в сюжете существенна — это воспоминание служит эмоциональным завершением размышлений героя о «свободной любви».

Осенью 1891 года писатель, как следует из его письма к А. С. Суворину от 16 октября, работал сразу как минимум над тремя произведениями. Вероятно, что именно к «Соседям» относятся слова из его письма: «Ах, какой у меня сюжет для повести! Если б сносное настроение, то начал бы её 1-го ноября и кончил бы к 1-му декабря. Листов на пять».

7 января 1892 года Чехов познакомился у И. Л. Леонтьева (Щеглова) с секретарём редакции газеты «Недели» М. О. Меньшиковым и обещал ему передать рассказ в журнал в апреле или мае. Тем не менее работа над ним затянулась. После переговоров с писателем Меньшиков настоял на том, чтобы рассказ должен был быть в редакции к 15 июня. Возможно, эта причина повлияла на объём произведения. Отзвуки того, что рассказ мог быть иным, с более развёрнутым началом и концом, встречаются в письме Леонтьеву (Щеглову) от 24 октября 1892 года: «Сунулся я было в „Неделю“ с рассказом („Соседи“), но вышло нечто такое, что не следовало бы печатать: ни начала, ни конца, а какая-то облезлая серёдка».

При подготовке сборника произведений Чехова 1894 года в текст рассказа были внесены существенные изменения, касающиеся главных персонажей. Так, в журнальном варианте либеральные взгляды Власича осуждается Петром Михайлычем гораздо более строго: о Власиче говорится, что «он страшно отстал в своих идеях». В то время как в тексте 1894 года говорится о том, что у Власича есть и «хорошие, честные идеи», которые сами по себе не отрицаются, однако акцент переносится на форму их выражения, на саму личность Власича: эти идеи «он умудряется выражать так, что они кажутся банальными и отсталыми». В этом же направлении был сделан и ряд других поправок. В тексте 1894 года ослаблено самоуничижение главного героя — было убрано два больших куска текста, где Пётр Михайлыч осуждает нерешительность в отстаивании своих мыслей. В издании А. Ф. Маркса также были исключены рассуждения героя о своём «мягком, ленивом сердце»[1].

Отзывы критиков

13 августа 1892 года в тифлисском журнале «Новое обозрение» появилась статья Г. М. Туманова под названием «Новые течения в русской журналистике», в которой подробно рассматривались «Соседи» в связи с полемикой по поводу статей А. Л. Волынского в «Северном вестнике». Туманов писал, что в отношении к писателям-шестидесятникам «несомненно более прав» Чехов, «обвиняющий их в незнании жизни и увлечении непрактичными идеями», чем Волынский, упрекающий их в «рьяном реализме». Но, изображая шестидесятника Власича, «Чехов не сумел удержаться на объективном изображении <…> а пустился в сатиру». Согласно мнению Туманова, «у автора слишком сильно было желание своего героя, увлекавшегося Писаревым и Добролюбовым, выставить жалким и ни на что негодным тупицей, и художественное чутье изменило ему в данном случае настолько, что у него вместо живого и верного типа получилась уродливая карикатура». Заканчивалась статья критика упрёками в том, что «момент для обличения представителей 60-х гг. выбран неудачно. Они почти отжили свой век, не пользуются ни в каких сферах каким бы то ни было влиянием»[2].

По поводу сборника «Повести и рассказы», где были помещены «Соседи», И. Е. Репин писал Чехову 13 февраля 1895 года: «…развернув Вашу книжку, я уже не мог оторваться от неё: я уже с грустью дочитывал последнюю повесть, последнюю страницу. Кончились эти полные жизни, полные глубокого смысла рассказы; действующие лица, как живые, проходят в моём воображении <…> А „Соседей“ жаль. Да, все эти люди сделались мне почему-то близки…»[3].

С. А. Андреевский в «Соседях», вместе с «Володей большим и Володей маленьким», видел произведения, которые «в новых, тонких варьянтах затрагивают амурные вопросы»[4].

В. Альбов считал, что рассказ соотносится с одной из важнейших тем в творчестве Чехова — проблемы неустойчивости «идеальной стороны человеческой жизни». «Как быстро и как бесследно гибнут все эти высокие, благородные порывы, гибнут среди окружающего мрака, животных интересов, обыденной пошлости <…> И как часто бессилен человек вызвать в себе какой-нибудь благородный порыв, какое-нибудь прекрасное чувство, а вызвав („Неприятность“, „Соседи“), как он бессилен удержать его, а тем более провести в жизнь»[5].

Примечания

  1. ФЭБ: Долотова и др. Примечания: Чехов. ПСС. Т. 8. — 1977 (текст). feb-web.ru. Дата обращения: 3 августа 2017.
  2. Новое обозрение. — № 2969.
  3. Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям: 1880—1929. — М., 1950. — С. 122.
  4. Новая книжка рассказов Чехова // Новое время. — 1895. — № 6784. — 17 января.
  5. Альбов В. Два момента к развитии творчества Антона Павловича Чехова: Критический очерк // Мир божий. — 1903. — № 1. — С. 101.