Сопвич, Томас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Томас Сопвич
англ. Thomas Sopwith
Имя при рождении Томас Октейв Мёрдок Сопвич
(англ. Thomas Octave Murdoch Sopwith)
Дата рождения 18 января 1888(1888-01-18)
Место рождения Кенсингтон, Лондон, Англия, Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии
Дата смерти 27 января 1989(1989-01-27) (101 год)
Место смерти Кингс-Сомборн[en], Уинчестер, Гэмпшир, Англия, Великобритания
Страна  Великобритания
Род деятельности инженер, авиаконструктор, лётчик, яхтсмен, бизнесмен
Дети Томас Эдвард Броуди Сопвич  (англ.)
Награды и премии

Сэр Томас Октейв Мёрдок Сопвич[1] (англ. Thomas Octave Murdoch Sopwith; 18 января 1888, Кенсингтон, Лондон, Англия, Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии — 27 января 1989, Кингс-Сомборн[en], Уинчестер, Гэмпшир, Англия, Великобритания) — британский пионер авиации, лётчик, инженер и авиаконструктор, предприниматель и яхтсмен. Бизнес, который он основал в 1913 году, после Второй мировой войны вырос в половину британской аэрокосмической промышленности.

Биография

Сопвич был восьмым ребёнком и единственным сыном инженера-строителя. Он учился в школе в Хоуве и Ли-он-Соленте и рано потерял отца, погибшего в результате несчастного случая во время его ежегодных летних каникул на острове Лисмор в Шотландии. Когда они совершали лодочную прогулку по морю, пистолет, лежавший поперёк колен десятилетнего Сопвича, выстрелил. Пуля попала в его отца, ранение оказалось смертельным. Это происшествие преследовало Сопвича до конца его жизни[2]. Хотя семья не была слишком богатой, он унаследовал доход и имел постоянную поддержку своих сестёр. Вместе с другом семнадцатилетний Томас начал бизнес по продаже автомобилей, который вскоре превратился в успешное представительство Rolls-Royce. Это был первый пример того, что в бизнесе молодой предприниматель проявлял поразительное здравомыслие. Ему нравились автоспорт, катера и парусные яхты, а также полёты на воздушном шаре, которые в то время были модными и помогали ему общаться с известными людьми. Впервые увидев самолёт, он навсегда остался приверженцем воздушной стихии и захотел стать пилотом[3].

После нескольких практических уроков в Бруклендс, где его наставником был Густав Блондо, он купил примитивный самолёт и попытался осуществить самостоятельный полёт 31 октября 1910 года, но всё закончилось аварийной посадкой. 22 ноября 1910 года он получил лицензию пилота № 31 от Королевского аэроклуба и увлёкся дорогостоящим хобби. Чтобы возместить расходы, он становится участником различных соревнований и быстро завоёвывает несколько призов. 18 декабря 1910 года, участвуя в очередном соревновании, он осуществил самый длинный перелёт из Великобритании на материк на британском самолёте, пролетев около 270 километров до Бомонта в Бельгии за 3 часа 40 минут. Приз составил 4000 фунтов. В 1911 году он выиграл лётные соревнования в Америке. Сопвич инвестировал доходы в создание собственной лётной школы «Sopwith School of Flying in Brooklands» в 1912 году[3].

Вместе с Сэмюэлем Эдгаром Сондерсом он спроектировал и построил первый гидроплан в Европе и выиграл приз Мортимера-Зингера за семь последовательных посадок на суше и на море. Пилотом машины был Гарри Хоукер, на протяжении многих лет работавший лётчиком-испытателем в компании Сопвича[4][5].

Отсутствие хороших самолётов заставило Сопвича начать производство своих собственных машин. В июне 1912 года он встретился с Фредом Сигристом и вместе с другими участниками основал компанию «Sopwith Aviation Company Ltd» по изготовлению самолётов и относительно успешно продавал их на небольшом довоенном рынке. В декабре 1912 года компания Sopwith Aviation покупает производственную площадку в Кингстоне возле вокзала, чтобы основать там завод по производству самолётов. Компания становится основным поставщиком самолётов-истребителей в Первой мировой войне. В августе 1914 года компания стала одной из ведущих фирм по изготовлению первых британских самолётов и произвела более 18 000 самолётов шестнадцати типов. В том же году пилот на самолёте компании Sopwith выиграл кубок Шнейдера. С началом развития авиатехники и карьеры промышленника, карьера Сопвича как пилота закончилась, в то время как компания процветала. Она увеличилась с десятка до нескольких тысяч человек. Несмотря на быстрый и не всегда прибыльный рост, фирмой создано несколько новых самолётов, из которых самым известным был Camel. В 1918 году в знак признания достижений в области науки, а также за личный вклад в развитие авиационной промышленности Сопвич стал командором Ордена Британской империи (CBE)[3][6].

В послевоенные годы особенно пострадала британская авиационная промышленность. Решения правительства нанесли ущерб отечественной отрасли, которая понесла урон от слишком большого количества мелких фирм. В компании Sopwith произвели всего пятнадцать самолётов с конца войны до сентября 1920 года. Пытаясь сохранить занятость как можно большего числа своих рабочих, фирма брала заказы на изготовление кузовов для автомобилей, мотоциклов и даже алюминиевых кастрюль. В сентябре 1920 года Сопвич, столкнувшись с требованиями правительства об уплате налогов, направленных против спекуляции, ликвидировал компанию, рассчитавшись с кредиторами в полном объёме. Двумя месяцами позже он основал HG Hawker Engineering Co Ltd, председателем которой стал Фред Сигрист, а в качестве конструктора и лётчика-испытателя — Гарри Хоукер. В 1923 году к ним присоединился Сидней Кэмм[2].

Компания H.G. Hawker Engineering, позже ставшая «Хокер», выпускала известные во время Второй мировой войны боевые самолёты Hawker Hurricane и Hawker Typhoon. Hawker Aircraft добилась успеха, создав несколько серий бипланов в середине 1920-х годов; однако современные конструкции монопланов не получили признания в Англии. Компания становилась всё более успешным экспортёром, поставляя RAF большую часть своих запасов. Сопвич значительно увеличил свои авиационные холдинги в 1930-х годах, купив Avro, Armstrong Whitworth и другие крупные фирмы. По его словам, приобретения такого размера были самыми пугающими моментами в его карьере. Почти столь же смелым было его следующее решение, когда он осознал неизбежность войны и начал строительство нового истребителя без государственного заказа. Во время Второй мировой войны производство истребителей Hurricane оказало существенную помощь в защите Англии. Его заводы во время войны также производили самолёты, пользующиеся неизменной славой, в том числе лучшие бомбардировщики Великобритании — Lancaster и первый реактивный истребитель для союзников[3].

В 1960-х годах правительство приказало компаниям объединиться. Компании Сопвича, получившие название Hawker Siddeley group, создали одни из лучших послевоенных истребителей и бомбардировщиков, в том числе, Harrier Jump Jet — самолёт совершенно нового типа. Во время войны на Фолклендских островах 1982 года реактивный самолёт Harrier и одноместный V / STOL (с вертикальными укороченными взлётом и посадкой), сыграли важную роль в успешном разрешении вооружённого конфликта между Великобританией и Аргентиной. Сопвич и конкурирующие заводы объединились вместе с аутсайдерами и образовали один из двух крупных британских комбинатов. Его группа была одной из крупнейших в мире, а общая занятость достигла 130 000 человек. В конце концов правительство продиктовало свои условия: авиационная промышленность была национализирована и передана одной государственной авиационной компании. Hawker Siddeley стала фирмой, не относящейся к авиации. В 1963 году в возрасте 75 лет Сопвич ушёл с поста председателя и был советником компании до 1980-х годов[3].

В 1953 году он был посвящён в рыцари-бакалавры[7][8].

У Томаса Сопвича было много интересов, он никогда не уделял работе безраздельного внимания, чередуя охоту, путешествия и другие развлечения. Почести, политика или какая-либо должность не играли для него особой роли[3].

Сопвич был известен как яхтсмен. В 1913 году он установил мировой рекорд скорости на моторных лодках — 55 миль в час. Сопвич принимал участие в регате на Кубок Америки на своих яхтах Endeavour и Endeavour II в 1934 (проиграл из-за сомнительного решения судей) и 1937 годах от Великобритании[9].

Его 100-летний юбилей был отмечен пролётом военных самолётов над его домом. Сопвич умер 27 января 1989 года, через несколько дней после своего 101-го дня рождения. Его могила находится на кладбище церкви Всех Святых на острове Уайт[2].

Спортивные достижения

Томас Сопвич играл в воротах хоккейной команды Princes Ice Hockey Club's в 1908 в игре против C. P. P. Paris, а также в течение сезона 1909–10 годов. Также он был членом сборной Великобритании, которая стала чемпионом Европы по хоккею с шайбой в 1910 году.

Примечания

  1. Сопвич // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 527. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. 2,0 2,1 2,2 Thomas Octave Murdoch Sopwith (англ.). Grace's Guide to British Industrial History. Дата обращения: 27 августа 2020. Архивировано 27 июня 2022 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Thomas Octave Murdoch Sopwith Facts (англ.). YourDictionary.com. Дата обращения: 21 июля 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  4. Hawker, Harry George (англ.). Australian Dictionary of Biography. Дата обращения: 27 августа 2020. Архивировано 21 декабря 2013 года.
  5. A diary of Sopwith Aviation activities through 1913 (англ.). Kingston Aviation. Дата обращения: 27 августа 2020. Архивировано 27 июля 2020 года.
  6. Supplement 30460, page 372. The London Gazette (4 января 1918). Дата обращения: 9 сентября 2020. Архивировано 30 октября 2020 года.
  7. Yacht 1939, Heft 20: Großsegler T.O.M. Sopwith (нем.). www.12mr.de. Дата обращения: 27 августа 2020. Архивировано 9 октября 2007 года.
  8. Issue 39904, page 3677. The London Gazette (3 июля 1953). Дата обращения: 9 сентября 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.
  9. Sir Thomas Octave Murdoch Sopwith. www.britannica.com. Дата обращения: 27 августа 2020. Архивировано 25 ноября 2020 года.

Литература

  • Alan Bramson: Pure Luck, The Authorized Biography of Sir Thomas Sopwith, 1888—1989 , 1991 ISBN 1852602635
  • J.M. Ramsden: Farewell Sir Thomas, in Aeroplane Monthly April 1989, S. 200—203

Ссылки