Сольдани, Массимилиано

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Массимилиано Сольдани

Массимилиано Сольдани, или Массимилиано Сольдани Бенци (итал. Massimiliano Soldani, Massimiliano Soldani Benzi; 15 июля 1656, Монтеварки, Тоскана — 23 февраля 1740, Бучине, Тоскана) — итальянский скульптор и медальер эпохи барокко флорентийской школы.

Творческая биография и основные произведения

Массимилиано Сольдани родился в Монтеварки, в Тоскане в семье капитана тосканской кавалерии. Работал во Флоренции при дворе Медичи. Утверждая, что происходит из семьи епископа Сольдани из Фьезоле и из аристократической семьи Бенци из Фильине, он подал заявку и получил в 1693 году официальное письмо, подтверждающее на основании этого происхождения его дворянство. С того времени художник упоминается в документах как Сольдани Бенци[1].

Сольдани начал обучение в Академии рисунка Медичи во Флоренции. Он был передан на попечение Джузеппе Арриги, лучшего ученика Бальдассарре Франческини. Вскоре Сольдани привлёк внимание великого герцога Козимо III Медичи, который отправил Сольдани в великокняжескую академию в Риме, которую он сам основал, чтобы юноша учился скульптуре у Чиро Ферри и Эрколе Феррата, обучался также гравированию и чеканке монет и медалей.

Массимилиано Сольдани оставался в Риме в течение четырёх лет (1678—1681), где добился большой известности, создавая портретные медали выдающихся современников, таких как кардиналы Аццолино, Киджи и Роспильози, не говоря уже о папе Иннокентии XI. Кристина Шведская заказала ему несколько медалей. Однако эта работа осталась незавершённой, поскольку герцог Козимо отправил художника в Париж для работы со знаменитым медальером и ювелиром Жозефом Ретье.

Находясь во Франции, Сольдани в 1682 году познакомился с первым королевским живописцем Шарлем Лебреном и первым министром Жаном-Батистом Кольбером. Узнав, что Сольдани работает над медальерным портретом Людовика XIV, придворные представили его королю. Модель медали с профильным портретом Людовика XIV сейчас находится в Художественной галерее Онтарио в Торонто[2].

Тем временем великий герцог Козимо решил, что Сольдани пора вернуться во Флоренцию и взять на себя управление Монетным двором. В 1688 году он был назначен директором Монетного двора, получил мастерскую и квартиру в Уффици. В 1698 году он женился на дочери покойного придворного художника Юстуса Сустерманса[3].

Помимо медалей Сольдани создавал бронзовые рельефы, вазы, отдельно стоящие фигуры, скульптурные группы и бюсты. Он стал одним из лучших бронзовщиков своего времени в Европе[4]. Среди других известных работ: «Венера Медичи» и «Танцующий фавн», выполненные в бронзе по мраморным античным оригиналам, а также восковые модели, изготовленные для изделий из фарфора мануфактуры «Доччья».

Для Иосифа Иоганна Адама, принца Лихтенштейна, он изготовил серию бронзовых копий произведений искусства из коллекции Медичи, в основном старинных бюстов и фигур, а также работ Микеланджело и Джанлоренцо Бернини.

Изредка Сольдани выставлял терракотовые боццетти на выставках Академии рисунка во Флоренции. В 1715 — году терракотовую «Пьету», терракотовый рельеф «Моление в Гефсиманском саду», предназначенный для отливки из бронзы (находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке)

В возрасте около восьмидесяти лет Сольдани удалился на свою виллу Петроло недалеко от Бучине, где и умер 23 февраля 1740 годa от инсульта. Похоронен в церкви Сан-Пьер-Маджоре (Сhiesa di San Pier Maggiore) во Флоренции[5].

Основными документами, свидетельствующими о жизни и творчестве Сольдани, являются его автобиография, датированная 1718 годом, и переписка и опись имущества, сделанная после его смерти[6]. Коллекция рисунков Сольдани хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Галерея

Примечания

  1. Lankheit К. Soldani (Benzi), Massimiliano. Oxford Art Online [1] Архивная копия от 8 февраля 2022 на Wayback Machine
  2. Model for a Medal: Portrait of King Louis XIV, and Hercules Victorious over the Lernaean Hydra [2] Архивная копия от 8 февраля 2022 на Wayback Machine
  3. Chiarini M., Pizzorusso C., Sustermans. Sessant’anni alla Corte dei Medici. — Centro Di, 1983. — P. 122
  4. Lankheit К. A pair of bronze vases by Massimiliano Soldani // Connoisseur, 141 (November 1958)
  5. Website of Villa Petrolo [3] Архивная копия от 8 февраля 2022 на Wayback Machine
  6. Documents published in Lankheit; G. Corti. L’inventario dell’eredità di Massimiliano Soldani Benzi // Kunst des Barock in der Toskana. Munich, 1976. Рp. 176—181