Солто
Солто | |
---|---|
Современное самоназвание | Солто |
Расселение |
|
Язык | киргизский |
Религия | ислам |
Входит в | киргизы |
Происхождение | монгольские и тюркские племена[1] |
Солто — крупное родоплеменное объединение правого крыла киргизов[1]. Племя Солто упоминается в книге «Маджму ат-Таварих», написанной на персидском языке в начале XVI века муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди, сыном домуллы Шах Аббаса[2].
История
По мнению видного советского этнографа Абрамзона, несмотря на то, что Солто входят в состав исходного «этнического ядра» киргизской народности, их происхождение (как и многих других племён правого крыла) не удаётся увязать с какими-либо другими конкретными тюрко-монгольскими или иными племенами существовавшими в период средневековья. В то же время Абрамзон упоминает, что в 1913 году бугульминский учитель Ахмед-гали Халимов опубликовал в журнале «Шуро» родословное предание западнобашкирского рода Киргиз, где упоминается имя легендарного родоначальника киргизского племени солто — Эштек. Согласно этой записи от Эштека произошли все западные башкиры, при этом рассказчик подчеркнул, что башкиры близки к киргизам по происхождению[1].
По описанию Ч. Ч. Валиханова «род солты разделяется на четыре поколения: кунтуу, болокбай, талкан, уч-багыш. Численностью солты превосходили как сарыбагышей, так и бугу, в нём считается до 20 000 юрт». Возможно, сведения при оценке численности солто Валиханов опирался данные Нифонтьева и Воронина, которые в 1847 году указывали, что сарыбагышей и солто насчитывалось 40 тыс. юрт. По оценкам С. М. Абрамзона, накануне 1917 г., численность солто была не менее 10 тыс. хозяйств[3].
Тамга
Племя солто имело отличную от большинства племен правого крыла киргизов ветви тамгу под названием ай тамга (букв. — «лунная тамга»), начертание которой близко по начертанию к тамгам древних племен хуй-гэ (уйгур), чэ-ли (черик) и хунь (кун)[1].
Структура и расселение
Солто делится на следующие роды:
- Күнтуу
- Култуу
- Жетикул
- Бөлөкбай
- Талкан
- Шалта
- Чаа
- Көгөй
Территория расселения племени солто ранее находилась в пределах центральной и западной частей Чуйской долины, а также по южному берегу реки Чу[1].
Представители
- Бишкек баатыр — глава кыргызского народа и предводитель национально-освободительного движения против вражеских племен, имя которого носит столица Киргизии[4][5]
- Жайыл баатыр[кирг.] — предводитель севернокыргызских племён по время вторжения Абылай-хана в 18 веке.
- Тагай бий (Мухаммед-кыргыз)[кирг.] — один из основателей кыргызской государственности[6]
- Чаа[кирг.] — киргизский бий, правнук Богорстона[кирг.], легендарного родоначальника племени солто.[7]
- Байтик Баатыр — видный киргизский политический деятель XIX века, один из инициаторов вхождения киргизов в состав Российской империи.[8][9]
- Сыдыков Абдыкерим — киргизский советский общественный и государственный деятель, историк, один из первых киргизских учёных.
- Айдарбеков Иманалы — советский партийный и государственный деятель, председатель Главного Суда Киргизской АССР (1927—1929).
- Шопоков Дуйшенкул — панфиловец, Герой Советского Союза.
- Джумахматов Асанхан — советский киргизский композитор, дирижёр
- Абдраев Мукаш — киргизский советский композитор. Народный артист Киргизской ССР.
- Болебалаев Осмонкул — киргизский советский поэт-песенник, акын. Народный артист Киргизской ССР.
Литература
- Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. — Фрунзе: Кыргызстан, 1990.
- Абрамзон С. М. К семантике киргизских этнонимов // СЭ. М.-Л., 1946. С.123-138
- Абрамзон С. М. Киргизы КНР // Известия Академии наук Киргизской ССР. — Фрунзе, 1961. — Т. 3. — Вып. 2. — Серия общественных наук. — С. 119—132.
- Абрамзон С. М. Предметы культа казахов, киргизов и каракалпаков // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1978. Т. 34. С. 44-67
- Солтоноев Белек. Кызыл кыргыз тарыхы. — Бишкек: Учкун, 1993. — 1 т. — 208 б.
- Солтоноев Белек. Кызыл кыргыз тарыхы. — Бишкек: Учкун, 1993. — 2 т. — 224 б.
- Бернштам А. Н. Бернштам. Историко-культурное прошлое Северной Киргизии по материалам Большого Чуйского канала. — Фрунзе, 1943.
- Азат Абдысадыр уулу. Об этнониме «Шато» – «Солто» . История Кыргызстана и кыргызов. Бишкек: АКИpress (19.12.2013). Дата обращения: 21 мая 2021.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи / Авт. вступ. ст. С. Т. Табышалиев. — Фрунзе: Кыргызстан, 1990. — 480 с. — ISBN 5-655-00518-2. Архивная копия от 29 сентября 2020 на Wayback Machine
- ↑ Маджму ат-таварих // Материалы по истории киргизов и Киргизии. Выпуск I / Ред. В. А. Ромодин. — Москва: Наука, 1973. — С. 208. — 280 с. — 3600 экз.
- ↑ Племя Солто . www.sanjyra.kg. Дата обращения: 25 сентября 2019. Архивировано 25 сентября 2019 года.
- ↑ БЕЛЯКОВ Юрий Павлович. Легенда о Бишкек-баатыре . literatura.kg. Новая литература Кыргызстана. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 6 августа 2021 года.
- ↑ В столице открыт памятник герою Бишкек баатыру . patriot.kg. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
- ↑ Каныбек Иманалиев. Тагай-бий (Мухаммед Кыргыз) – один из основателей кыргызской государственности . kghistory.akipress.org. АКИpress. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 6 апреля 2022 года.
- ↑ Абрамзон С.М. НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КИРГИЗОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЯНЬ-ШАНЯ. Этническая история народов Азии. - М: Наука. - 1972. . ctaj.elcat.kg. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 16 сентября 2019 года.
- ↑ Байтик баатыр и история . slovo.kg. Слово Кыргызстана. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
- ↑ Байтик Канай уулу . cribs.me. История стран Азии и Африки. Дата обращения: 23 мая 2021. Архивировано 1 января 2020 года.