Солодовников, Владимир Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Влади́мир Васи́льевич Солодо́вников
Религия христианство
Течение евангельские христиане
Титул пастор
Период 2004—2007
Дата рождения 7 августа 1959(1959-08-07) (65 лет)
Место рождения Москва, СССР
Страна  СССР Россия

Влади́мир Васи́льевич Солодо́вников (род. 7 августа 1959, Москва, СССР) — российский религиозный деятель, историк-медиевист и публицист, специалист по истории христианства в Галлии в первом тысячелетии н. э.[1] Кандидат исторических наук, заслуженный профессор Духовной академии Содружества евангельских христиан России[2].

Был одним из трёх лютеранских пасторов, принявших участие в организации Евангелическо-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания. В 2004—2007 годах — пастор Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания России (ЕЛЦАИ).[2]

С 2008 года — вице-президент Содружества евангельских христиан России по внешним связям, науке и образованию[2].

Биография

Родился 7 августа 1959 года в Москве в семье инженеров-полиграфистов. Детство прошло в Краснодаре, Подмосковье и Хабаровске[2].

В 1981 году с отличием окончил дневное отделение исторического факультета Московского государственного областного педагогического института имен Н. К. Крупской[2].

В 1985—1989 годах обучался в аспирантуре на кафедре истории древнего мира и средних веков Московского областного педагогического института имен Н. К. Крупской[2].

В 1989 году в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина под научным руководством доктора исторических наук, профессора Н. Ф. Колесницкого защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Движение катаров на Юге Франции в первой половине XIII века» (специальность 07.00.03 — «всеобщая история»)[2][3].

Религиозная деятельность

С 1979 года являлся членом Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов и затем Российского союза евангельских христиан-баптистов, а также был преподавателем Московской баптистской семинарии и Российско-Американского христианского института[2]. В 1980-х годах находился в дружеских отношениях с организатором московской христианской экуменической группы Сандром Ригой. В 2004 году ушёл из Российского союза евангельских христиан-баптистов, мотивируя это тем, что там недостаточно внимательно относятся к духовным проблемам интеллигенции. В интервью Якову Кротову он так охарактеризовал причину своего ухода: «Но ситуация сложилась очень интересно, как бы по сути дела меня оттуда выгнали»[1].

20 июня 2004 года году в приходе Святого Иоанна Богослова Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии при участии настоятеля прихода пастора Андрей Резниченко и директора российского «Служения лютеранского часа» пастора Константина Андреева Солодовников прошёл обряд конфирмации и воцерковления.[4] После этого он стал штатным сотрудником «Служения лютеранского часа», тогда же был направлен для организации лютеранского прихода в Рязань. Вновь создаваемая община на базе местного отделения общества российских немцев первоначально планировала войти в ЕЛКРАС. Однако в 2006 году три пастора — Константин Андреев, Владимир Пудов и Владимир Солодовников объявили о создании новой церковной деноминации — Евангеличенско-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания России[5]. Чуть позже — 20 июля 2006 года Солодовников при поддержке СЛЧ организовал презентацию своей книги «То, о чём я думаю на самом деле», в которой резко критиковал руководство РСЕХБ[6].

В апреле 2007 года Солодовников сделал попытку организовать служение для бывших баптистов в целью привлечения их в ЕЛЦАИР[7], однако уже в мае 2007 года он опубликовал открытое письмо Андрееву, в котором объявил о выходе из этой деноминации[8]/

В настоящее время является пастором и заместителем координатора Содружества евангельских христиан России по внешним связям, науке и образованию. В октябре 2008 года был модератором организованной СЕХР конференции «Кризисные явления в современном российском протестантизме и способы их преодоления», где выступил с докладом «Маргинализационные тенденции в современном российском протестантизме и перспективы их преодолении».[9][10] После ознакомления с текстом доклада А. Л. Дворкин рекомендовал Солодовникову внимательнее изучить опыт лютеранского пастора Ярослава Пеликана, который перешёл в православие[11].

В свою очередь в мае 2009 года Солодовников присоединился к акции Славянского правового центра «Инквизиции — нет!», подписав открытое обращение к министру юстиции.[12]

22 сентября 2009 года Солодовников выступил с докладом «Общественное восприятие религиозного фактора в постперестроечной России. От настороженной эйфории к недемонстративному разочарованию» в Славянском правовом центре (г. Москва) на круглом столе «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?»[13].

27 января 2010 года на нескольких христианских сайтах была опубликована его статья «Непрофессионализм и маргинальность — бич протестантского сообщества в России»[14].

Читал лекции в Российском государственном гуманитарном университете, Московском гуманитарном институте, Московском экстерном гуманитарном университете и в Женева-колледже.[2] Преподаёт историю России, историю Церкви, историю Русской православной церкви, историю евангельского движения в России, история педагогики, историю философии и культурологию в Заочном теологическом институте христиан веры евангельской Российской церкви христиан веры евангельской.[15]

Научные труды

Монографии

Статьи

на русском языке

  • Культурно-историческая роль протестантизма // Материалы Международной научной конференции «Протестантизм в Сибири» (Омск, 1998)
  • Протестантизм (в соавт. с М. Ноллом и Т. Томаевой) // Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 2. Религии мира (М., 1999; 2001; 2004)
  • Несостоятельность понятия «традиционная религиозная организация» // Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России (М., 2002)
  • Солодовников В. В. Российские радикальные псевдо-христианские движения XVII—XX веков и степень воздействия их на деструктивные культы//Материалы Международного круглого стола «Психологическое насилие в обществе: мифы и реальность» Москва, 13-14 марта 2008 г.
  • Солодовников В. В. Маргинализационные тенденции в современном российском протестантизме и перспектива их преодоления // Портал-Credo.Ru. — 11.11.2008. (Доклад, прочитанный на конференции «Кризисные явления в современном российском протестантизме и способы их преодоления», состоявшейся в Духовной академии Содружества евангельских христиан России (СЕХР), поселок Чёрная грязь Московской области, 16 октября 2008 года.); на других языках
  • Les mouvements Russes radicaux pseudo-chrétiens des siéсles XVII—XX et le degré de leur influence sur les cultes destructifs de la Russie moderne // ICSA Conference Handbook, Brussels, Belgium, June 29 — Jule 1, 2007. Bruxelles, 2007.

Публицистика

книги

  • Солодовников В. В. Христианская публицистика. — СПб., 1997.
  • Солодовников В. В. Право славить Бога. — СПб.: Библия для всех, 2001. — 206 с.
  • Солодовников В. В. То, о чём я думаю на самом деле. — М., 2006.
  • Солодовников В. В. Опытным путём. — М., 2009.
  • Солодовников В. В. В конце пути придёт расплата…. — Псков, 2011.
  • Солодовников В. В. Ближе Бога никого нет. — Псков, 2015.
  • Солодовников В. В. Эхо проходящей жизни. — Псков, 2017. — 98 с.
  • Солодовников В. В. Звенья одной цепи. — Псков, 2011. — 80 с.

статьи

Интервью

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кротов, 16.04.2006.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 23 сентября состоится презентация книг известного христианского историка и философа Владимира Солодовникова // Cетевое издание «Религия и право». — Славянский правовой центр. Архивировано 21 сентября 2016 года.
  3. Солодовников, Владимир Васильевич. Движение катаров на юге Франции в первой половине XIII века: Диссертация канд. истор. наук : Специальность: 07.00.03. — М., 1989. — 205 с.
  4. Известный протестантский богослов и историк нашел свой дом в Лютеранской Церкви // Портал-Credo.Ru. — 24.06.2004. Архивировано 18 августа 2016 года.
  5. * В России учреждена новая лютеранская юрисдикция // Информационно-аналитический центр «Сова». — 18.07.2006. Архивировано 29 августа 2009 года.
  6. Вопреки «блокаде», организованной руководством РСЕХБ в Москве состоялась презентация книги «То, о чём я думаю на самом деле» (недоступная ссылка)
  7. В московском лютеранском приходе св. Михаила начались богослужения для бывших баптистов. Дата обращения: 18 января 2009. Архивировано 8 октября 2007 года.
  8. Письмо Владимира Солодовникова директору миссии «Служение лютеранского часа» пастору Константину Андрееву // Благовест-инфо. — 31.05.2007. Архивировано 12 ноября 2017 года.
  9. Ойвин, 20.10.2008.
  10. Солодовников, 11.11.2008.
  11. Дворкин А. Л. Открытое письмо профессора А. Л. Дворкина пастору В. В. Солодовникову Архивная копия от 13 октября 2016 на Wayback Machine // Центр Иринея Лионского, 27.11.2008
  12. Известный христианский деятель пастор Владимир Солодовников назвал акцию «Инквизиторам — нет!» своевременной, так как «клерикализация российского общества и самого государства приведет к самым трагическим последствиям» (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 июля 2009. Архивировано 29 апреля 2010 года.
  13. Пастор Владимир Солодовников. Общественное восприятие религиозного фактора в постперестроечной России. От настороженной эйфории к недемонстративному разочарованию. (недоступная ссылка) // Славянский правовой центр
  14. «Церковь не должна превращаться в резервацию» (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 января 2010. Архивировано 28 ноября 2009 года.
  15. Преподаватели (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2016. Архивировано 22 апреля 2017 года.

Литература

Ссылки