Соловьёв, Михаил Алексеевич (певец)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Алексеевич Соловьёв
солист ГАБТ Михаил Соловьёвсолист ГАБТ Михаил Соловьёв
Основная информация
Страна  СССР
Награды

Михаил Алексеевич Соловьёв (2 (15) ноября 1901, Владимир, Владимирская губерния, Российская империя — 31 мая 1959, Москва, РСФСР) — советский оперный певец, (бас[1]).

Биография

В 1915 году окончил Владимирское духовное училище. Дальнейшее образование получил в советской школе, которую окончил в 1919 году. В последний год учёбы работал в Угорпродкоме г. Владимира помощником заведующего по заготовке и снабжению фуражом (февраль 1918 г. — февраль 1919 г.).

В юности вместе с братьями Аркадием и Леонидом пел в архиерейском хоре Успенского собора под руководством регента А. Е. Ставровского. Сольному пению начал учиться в частной музыкальной школе П. А. Ставровского — выпускника Московской консерватории, сына регента А. Е. Ставровского. Класс вокала в школе вел итальянский оперный певец из г. Милана — А. Де-Рома.

В 1919 г. вступил добровольцем в Красную Армию, в рядах которой находился до апреля 1922 г., когда был уволен по состоянию здоровья. Служил писарем в 1-м Эпидемическом отряде при 6-й Армии Северного фронта, в Новочеркасском эвакопункте, в 139 эвакопункте при 9-й Армии Кавказского фронта и в санчасти 10-й Армии Кавказского фронта. После расформирования санчасти был откомандирован в распоряжение санчасти Московского Военного Округа, откуда был зачислен в санчасть 49 бригады 17 стрелковой дивизии. Находясь в Красной Армии, в 1920 г. поступил на медицинский факультет Кубанского Государственного Университета в г. Екатеринодаре, но не закончил его. В августе 1922 г. на основании телеграммы Политуправления Московского Военного округа в счет 5%-ой нормы вакансий Реввоенсовета Республики откомандирован для поступления в Московскую Государственную Консерваторию (МГК).

В Консерватории учился с 1922 г. по 1931 г., затем был оставлен ещё на один год для совершенствования по специальности. Окончил исполнительский факультет по специальности «Сольное пение». Занимался сначала в классе профессора Н. Г. Райского, а затем продолжил и завершил музыкальное образование под руководством профессора Е. Е. Егорова.

Во время учёбы в консерватории средством к его существованию служили стипендия и приработки от стола труда при Комиссии по улучшению быта пролетарского студенчества МГК, где он в 1925—1926 гг работал сначала агентом по снабжению, а затем заведующим столом труда. В период с конца марта 1927 г. до середины мая 1927 г. работал в Управлении лесами Наркомзема РСФСР секретарем Лесоэкономической экспедиции Центрального района г. Москвы. В 1930 г. 4 месяца работал инструктором по плаванию в Московском парке Культуры и Отдыха, затем в течение года (до ноября 1931 г.) — в Радиоуправлении НКПиТ СССР сначала в качестве позера в группе Здравоохранения (утренняя гимнастика), а затем в должности инструктора-организатора в редакции Физкультурно-врачебного вещания. В справке, выданной для предоставления в Консерваторию, Бюро физкультурно-врачебной секции Центрального Радиосовета НКПиТ СССР указано, что он работал с 5 до 14 час., а в вечернее время был занят по организации в ударном порядке кружков радиофизкультурников.

После окончания консерватории работал артистом-солистом сектора Художественного Политвещания (бригада № 2) во Всесоюзном Комитете по радиовещанию (февраль 1932 г. — январь 1933 г.). В 1932 г. подал документы на конкурс артистов-солистов в Государственный Академический Большой Театр (ГАБТ) и 10 июня 1932 г. был приглашен в Филиал ГАБТ, где состоялась проба в артисты-солисты оперы. Сохранились записи одного из членов жюри, в которых о М. Соловьёве написано: «Голос, выдающийся по красоте тембра, достаточного диапазона, музыкален». 15 июня 1932 г. Управление делами ГАБТ сообщило, что на основании протокола конкурсной комиссии по приему в артисты-солисты оперы Соловьев М. А. принят в ГАБТ практикантом с 16 августа 1932 г. с окладом 150 руб./мес. С 1 мая 1933 г. был зачислен в оперную группу ГАБТ артистом-солистом (2-й бас) на оклад содержания (стилистика документа) в 300 руб./мес. В 1934 г. оклад содержания повышен до 500 руб./мес. (норма 10 спектаклей в месяц), а в 1936 г. до 618 руб./мес.

В сентябре 1935 г. был допущен к занятиям в Академической Оперной студии ГАБТ, участвовал в спектаклях «Царская невеста», «Черевички», «Хованщина».

Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 г. ГАБТ был эвакуирован в г. Куйбышев. 23 октября дирекция театра предложила срочно приготовиться к отъезду и 24 октября доставить вещи в филиал ГАБТ. Была также выдана справка для предоставления в магазин на получение продуктов. 25 октября по ходатайству дирекции ГАБТ М. Соловьёву был предоставлен билет для поездки в г. Владимир за своей женой для эвакуации с организацией в г. Куйбышев. Однако М. А. Соловьев в Куйбышев не выехал, а остался в г. Владимире, оформив с 1-го по 28 ноября отпуск без сохранения содержания. В документах также имеется пропуск на его имя, выданный Владимирским Городским отделом НКВД на право въезда и временного проживания в Москве в период с 6-го по 15 декабря 1941 г. В годы войны пел в ансамбле под управлением И. О. Дунаевского. После возвращения ГАБТ из эвакуации вновь приступил к работе в театре.

За два десятилетия работы в Большом театре спел 34 партии, играл вместе с ведущими солистами театра: народными артистами СССР Валерией Барсовой, Еленой Катульской, Верой Давыдовой, Марком Рейзеном, Иваном Козловским, Сергеем Лемешевым, народной артисткой России Верой Фирсовой и другими ведущими солистами. Заслуженная артистка РФ Н. И. Покровская, вспоминая репетиции и спектакли с участием М. Соловьёва, говорила: «Красивый, всегда очень аккуратно одетый, в бархатной куртке с бантом, Михаил Алексеевич любил красоту во всем. Он прекрасно мог исполнять роли царей, князей, баронов, но представить его в роли какого-нибудь бродяги нельзя было решительно. Он хотел нести со сцены только красоту».

Похоронен на Князь-Владимирском кладбище.

Оперные партии М. А. Соловьёва

  • «Бела» (Александров) — Князь
  • «Кармен» (Бизе) — Цунига
  • «Аида» (Дж. Верди) — Царь Египта
  • «Травиата» (Дж. Верди) — Барон.
  • «Риголетто» (Дж. Верди) — Монтероне
  • «Руслан и Людмила» (М.Глинка) — Светозар
  • «Ромео и Джульетта» (Ш.Гуно) — Отец Лоран
  • «Фауст» (Ш.Гуно) — Вагнер
  • «Русалка» (Даргомыжский) — Ловчий
  • «Лакме» (Делиб) — Куровар.
  • «Гугеноты» (Мейербер) — Сторож.
  • «Галька» (С.Монюшко) — Стольник
  • «Дон Жуан» (Моцарт) — Командор
  • «Великая Дружба» (Мурадели) — Измаил.
  • «Борис Годунов» (Мусоргский) — Никитич.
  • «Дубровский» (Направник) — Андрей Дубровский,
  • «Абессалом и Этери» (Палиашвили) — Абио
  • «Богема» (Пуччини) — Сержант.
  • «Тоска» (Пуччини) — Анджелотти.
  • «Садко» (Римский-Корсаков) — Второй настоятель.
  • «Майская ночь» (Римский-Корсаков) — Писарь.
  • «Псковитянка» (Римский-Корсаков) — Вяземский.
  • «Севильский цирюльник» (Россини) — Дон Базилио,
  • «Вильгельм Телль» (Россини) — Мельхталь
  • «Демон» (Рубинштейн) — князь Гудал
  • «Проданная невеста» (Сметана) — Миха
  • «Евгений Онегин» (П. И. Чайковский) — Зарецкий, Гремин
  • «Пиковая дама» (П. И. Чайковский) — Сурин.
  • «Иоланта» (П. И. Чайковский) — Бертран.
  • «Броненосец Потемкин» (Чишко) — Гиляров.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» (Шостакович) — Приказчик, Городовой
  • «Трильби» (Юрасовский) — Таффи.

Семья

  • Отец — Соловьёв Алексей Федорович (1868—1930) — священник;
  • Мать — Соловьёва (урожденная Добровольская) Зиновия Ивановна, (1868—1943) — домашняя хозяйка.
  • Жена — Маркова Мария Петровна

Награды

Примечания

Ссылки

Владимирские фамилии — Соловьёвы.