Сокольский, Евстафий Петрович
Священномученик Евстафий | |
---|---|
Рождение |
20 февраля 1874 село Рождество, Медынский уезд, Калужская губерния, Российская империя |
Смерть |
17 февраля 1938 (63 года) Бутовский полигон, ныне в черте Москвы |
Почитается | Русская православная церковь |
Прославлен(а) | 2000 год |
В лике | священномученик |
День памяти | 12 (25) августа |
Подвижничество | мученическая кончина |
Евстафий Петрович Сокольский (20 февраля 1874, село Рождество Медынского уезда Калужской губернии, — 17 февраля 1938, полигон Бутово Московской области, ныне в черте Москвы) — святой Русской православной церкви в лике священномученика, священник.
Жизнеописание
Евстафий родился 20 февраля 1874 года в семье диакона Петра Сокольского. В 1895 году окончил духовную семинарию, в течение года служил сельским учителем.
15 декабря 1896 года рукоположён во иерея ко храму Святителя Николая села Каменского Боровского уезда Калужской губернии (ныне Наро-Фоминский район Московской области)[1]. Создал при храме церковный хор, который пел антифонно на два клироса. Ревностным служением завоевал любовь прихожан, не просил денег за исполнение треб.
С ноября 1918 по июль 1919 года мобилизован в тыловое ополчение.
1 декабря 1927 года был вызван в ОГПУ и задержан по обвинению в «произнесении антисоветских проповедей и распространении среди крестьян воззвания монархического содержания», заключён в Бутырскую тюрьму. Отверг все обвинения. 29 февраля 1928 года освобождён за недоказанностью обвинения.
Арест и мученическая кончина
Вторично отец Евстафий Сокольский был арестован 27 января 1938 года во время массовых арестов духовенства. Незадолго до этого в Наро-Фоминское управление НКВД позвонил один из начальников Московского управления и спросил сотрудников в Наро-Фоминске, сколько человек они наметили к аресту. Цифра была названа, и начальство в Москве предложило ее «исполнить». Кандидатами к аресту в первую очередь были выбраны те, на кого уже имелись доносы, а также те, кому по происхождению или роду занятий не было места в новом социальном устройстве и кто был чужд безбожной идеологии, а это и были священно- и церковнослужители. Сотрудники НКВД составляли протоколы «показаний свидетелей», которые затем подписывали дежурные свидетели; после чего вызывали на допрос обвиняемого, и ему предлагали подписать заранее составленный протокол допроса, где он признавал себя виновным. Если обвиняемый не соглашался себя оговаривать, его жестоко избивали. В условиях подобного следствия оказался и отец Евстафий, но он не признал себя виновным и не согласился подписать протокол, в котором была описана его «контрреволюционная деятельность».
Во время предварительного следствия отца Евстафия содержали в селе в холодном сарае. Несмотря на то что была зима, его лишили верхней одежды и не давали есть. От холода и голода священник заболел, и когда его вывели, чтобы везти в Таганскую тюрьму в Москву, он был едва живым. Когда отца Евстафия увозили, то проводить его собралось всё село.
На допросе в Москве в Таганской тюрьме отказался признать себя виновным в «контрреволюционной деятельности». 11 февраля 1938 года тройкой при УНКВД по Московской области приговорён к расстрелу.
Священник Евстафий Сокольский был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прославление и память
Прославлен Архиерейским Юбилейным собором Русской православной церкви 2000 года.
Память совершается 17 (4) февраля — в день мученической кончины, а также в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В честь Евстафия при храме Святителя Николая села Каменского (Наро-Фоминский район Московской области) построен храм-часовня.
Примечания
- ↑ Монастыри и храмы Московской епархии. — М., 1999. — С. 258.
Литература
- Игум. Дамаскин (Орловский). Евстафий // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XVII : «Евангелическая церковь чешских братьев — Египет». — С. 299. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1.
- Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. — Тверь, 2005. — С. 57—60.