Согэцу

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Согэцу (草月)— одно из направлений икэбаны.

История

Икэбана Согэцу. Свободная форма.

Школа Согэцу (яп. 草月 — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникла в 1927 году. Считается авангардной школой икэбаны. Основатель школы — художник и скульптор Софу Тэсигахара. Основное отличие этой школы — применение в икэбане не только цветов и растений. Приветствуется использование камней, ткани, металла, пластика и других видов неживого материала, сочетая их с различными природными материалами, цветами и растениями из любой точки земного шара. Такими композициями можно украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, в парках, в метро. Кредо школы — икэбана может создаваться из чего угодно, где угодно, кем угодно. Главное — свобода творчества. Икэбана «Согэцу» может быть миниатюрной и возникнуть мгновенно, на едва уловимых образах, а может оказаться крупным объектом в саду, требующим кропотливого и долгого труда, или даже самим садом…

Замечательные объекты для сада в виде беседок, лабиринтов, инсталляций, имитирующих водопады, фонтаны, арки создавал из бамбука Хироси Тэсигахара — сын Софу и продолжатель его идей, положенных в основу икэбаны «Согэцу». Будучи разносторонне одаренным человеком — кинорежиссер (автор оскароносного фильма «Женщина в песках»), керамист, каллиграф и философ — он играл с бамбуком, как художник с кистью — виртуозно и легко. Он сгибал его, резал, красил, обнажая внутреннюю сущность и открывая неожиданные возможности этого традиционного для Японии материала.

В 2002 году Хироси скончался, но эстафету поколений подхватила его дочь — Аканэ Тэсигахара. Прекрасный колорист и замечательный педагог, она обучает детей искусству икэбаны. Её работы отличаются особым изяществом и колоритом. Сегодня школа «Согэцу» насчитывает более миллиона членов, являясь одной из самых популярных в Японии и за её пределами. В Москве работают два филиала школы и ежегодно проводятся выставки, в которых принимают участие как дипломированные мастера икэбаны, так и их ученики.

Основные правила построения

В отличие от традиционной Икэнобо, икэбана Согэцу строится всего из трех главных элементов Сюси (主枝):

  • Син (真) — олицетворяет небо (мужское начало, дух)
  • Соэ (副) — олицетворяет землю (женское начало, душа)
  • Хикаэ (控) — олицетворяет человека (дитя, творчество)

Высота и длина элементов соотносятся с размером вазы и пропорциональны друг другу. Основная принятая пропорция — 2 х 3. Длина Син в 2,5 раза больше размера вазы (размер=диаметр+высота). Длина Соэ = 3/4 длины Син. Длина Хикаэ = 3/4 длины Соэ. К главным элементам добавляются усиливающие их вспомогательные элементы Дзюси (従枝).

Различают два стиля икэбаны:

  • Нагэирэ (投げ入れ) - композиция в высокой вазе
  • Морибана (盛り花) - композиция в низкой вазе

В соответствии с так называемой «диаграммой стилей», жестко определяющей углы наклона ветвей и цветов по отношению друг к другу и вазе, варианты нагэирэ и морибана бывают вертикальными, наклонными и горизонтальными, плюс их зеркальные отражения.

Для построения крупных интерьерных и ландшафтных инсталляций диаграмма стилей не применяется, а мастер руководствуется пропорцией и так называемым принципом соответствия духу времени.

Ссылки