Перейти к содержанию

Совфрахт-Совмортранс

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Совфрахт»)
Совфрахт-Совмортранс
Тип Группа компаний
Основание 1929 год
Основатели Совет труда и обороны СССР
Расположение  Россия: Москва,, ул. Василисы Кожиной, 1к1
Ключевые фигуры Дмитрий Пурим (Председатель правления АО «Совфрахт»)
Отрасль транспорт
Сайт www.sovfracht.ru

«Совфрахт-Совмортранс» — российская группа компаний, созданная на базе советских внешнеторговых объединений, организованных в период индустриализации. В 2008[1] и 2009 годах[2] «Совфрахт-Совмортранс» входил в топ-15 рейтинга «Лидеры рынка логистических услуг по годовому обороту», а по итогам 2009, 2010, 2011 и 2012 гг. также стал победителем в номинации «Национальный интермодальный транспортный оператор»[2].

Основой группы компаний являются созданные в СССР всесоюзные объединения, после приватизации акционерные общества «Совфрахт» и «Совмортранс».

История и деятельность

Создание

Акционерное общество «Совфрахт» было создано 8 марта 1929 года по решению Совета труда и обороны СССР. Совфрахт обладал монопольным правом на фрахтование иностранного и отечественного тоннажа, агентирование судов в портах СССР и за границей. Морской флот являлся важным средством доставки из-за рубежа оборудования для сооружения доменных печей, прокатных станов Магнитки, Кузнецкстроя, промышленных объектов других грандиозных строек. Однако недостаток советского тоннажа вынуждал фрахтовать большое количество иностранных судов и нести в связи с этим значительные валютные затраты — сотни миллионов рублей (только за 1931 год было истрачено 90 млн. рублей золотом)[3].

В июне 1930 года приказом по НКВТ «Совфрахт» преобразован во всесоюзное объединение «Совфрахттранспорт», на которое возлагалось обслуживание внешней торговли СССР по транспортно-экспедиторскому, фрахтовому, складскому, страховому и стивидорному делам[3].

В декабре 1931 года Постановлением СНК СССР и Коллегии НК РКИ «Совфрахттранспорт» был реорганизован с выделением из него фрахтовой работы[3].

Приказом от 4 января 1932 года создано специализированное на фрахтовании всесоюзное объединение «Совфрахт», которому из ведения бывшего «Совфрахттранспорта» были переданы все операции по фрахтованию иностранного тоннажа и изучению фрахтовых рынков, а остальные функции были переданы В/О «Внештранс»[3].

Первые достижения

За 1932 год и за 9 месяцев 1933 года удалось достичь снижения фрахтовых ставок для советских грузов по сравнению с аналогичным периодом 1931-1932 годов, что дало валютную экономию расходов в размере 18 млн. рублей. Из этой суммы 5700 рублей были получены путем снижения ставок сверх заданных «Совфрахту» лимитов и являлись, таким образом, «встречным» сверхплановым снижением. При этом поставленные перед «Совфрахтом» задачи были выполнены по всем грузам и направлениям[3].

По данным индекса «Ллойдс», «Совфрахт» успешно конкурировал с западными фрахтователями, добившись значительного снижения ставок на зерно из портов Черного моря по сравнению со ставками на Дунайские порты, по углю в порты Италии — с фобовскими фрахтами, по пиломатериалам из Ленинграда — со ставками из Южной Финляндии. Предоставленную ему государством монополию фрахтования «Совфрахт» эффективно использовал как орудие борьбы с образующимися блоками судовладельцев против СССР. В частности, с Норвежским танкерным пулом, японским Лесным блоком, организацией греческих судовладельцев при осенних черноморских фрахтах и т.д. Благодаря «Совфрахту» было проведено конвертирование запрещенной к вывозу из отдельных стран валюты (греческие драхмы, эстонские и датские кроны и т.д.)[3].

После продолжительной обработки рынка был заключен первый договор с итальянской компанией на установление регулярной линии для перевозки массовых грузов из черноморских портов в порты Адриатического и Тирренского морей. Усилиями «Совфрахта» были снижены на 10% ставки на перевозку грузов по иностранным регулярным линиям из советских портов в Северную Америку. По претензиям было отбито и выиграно 78 тыс. фунтов стерлингов при общей сумме предъявленных претензий в 264 тыс. фунтов стерлингов[3].

В составе Объединения «Совфрахт» к концу 1933 года действовали фрахтовые конторы[3]:

  • в портовых городах СССР — Одесса, Ленинград, Владивосток;
  • за границей: Лондон, Гамбург, Осло, Генуя, Пирей.

Представительства «Совфрахта» работали в Нью-Йорке, Стокгольме, Копенгагене, Токио, Шанхае[3].

Заново строились отношения с экспортно-импортными объединениями, вместо комиссионного принципа был введен твердый хозрасчет. На «Совфрахт» ложилась материальная ответственность за правильное выполнение оперативных заданий и использование конъюнктуры рынка. На счет объединений относилось всякое удорожание и осложнение операций по причинам, зависящим от них самих[3].

В связи с заметным ростом советского торгового флота в начале 1930-х годов, использованием балластных переходов в части незагруженного тоннажа в зимний сезон в 1935 году «Совфрахт» впервые стал предоставлять фрахты советских судов под перевозки грузов иностранных заказчиков. Однако, в том же 1935 году в связи с обострением международной обстановки Совет народных комиссаров СССР постановил закрыть представительства Объединения в ряде стран, в других — резко сократить штаты[3].

Благодаря усилиям «Совфрахт» в 1930-е годы развивался экспорт сибирского леса, дававший стране остро необходимую ей валютную выручку.

Приватизация

В 1980-е годы в состав внешнеторгового объединения «Совфрахт» входило более 400 компаний, представительств и филиалов в 38 странах мира. Сам «Совфрахт» был структурным подразделением Министерства морского флота СССР.

В 1989 году «Совфрахт» стал одним из соучредителей экспедиторской компании «Совмортранс».

В 1992 году «Совфрахт» был преобразован в акционерное общество открытого типа (АООТ).

В середине 2000-х годов «Совфрахт-Совмортранс» приобрёл портовый терминал в Санкт-Петербурге на ул. Жукова, в 2007 году в группу компаний вошло ЗАО «Астраханский морской порт». В 2010 году ЗАО «Совмортранс» приобрёл у «Евросиба» терминал «Предпортовый» в Санкт-Петербурге, введённый в эксплуатацию в 2006 году[4].

В 2014 году на корабле «Сильный» компании «Совфрахт» был доставлен большой груз промышленного стекла с Борского стекольного завода в Европу (Албанию). Также у компании имеется большой опыт в транспортировке полированного стекла в страны Европейского Союза: Польшу, Финляндию и страны Прибалтики[5]

В 2014 году «Совфрахт» стал первой и пока[когда?] единственной из компаний-перевозчиков, у кого появилась инфраструктура на Новосибирских островах, благодаря чему стало возможным расширение деятельности организации в районе Арктики[6]. Сегодня компания осуществляет перевозку грузов в такие географические точки Крайнего Севера, как Новосибирские острова, Новая Земля[7].

В 2015 году АО «Совмортранс» доставил экспонаты участников из Китая для выставки ИННОПРОМ-2015, получил высокую оценку работы от китайских партнёров[8].

Компании группы

  • АО «Совфрахт» (создано в 1929 году). Дочерние компании:
    • АО «Совфрахт-Приволжск» (Саратов, создано в 2003 году)
    • АО «Совфрахт-НН» (Нижний Новгород, создано в 2001 году)
    • ООО Управляющая компания «Совфрахт» (создана в 2010 году)
    • ООО «Совфрахт-Восток» (ООО, создано в 2014 году)
  • АО «Совмортранс» (создано в 1989 году)
    • ООО «Совмортранс УУТ» (Минск, создано в 2008 году)
    • ООО АБТ «Оптима» (приобретен 51 % в 2011 году)
  • ООО «Бостон Континенталь» (создано в 1997 году)

Ранее входившие в группу:

  • ЗАО «Астраханский морской порт» (2007—2014 год[9])
  • Дочерние компании АО «Совмортранс»:
    • ДП «Совмортранс Одесса» (создано в 1993 году)
    • ООО «Украинский Универсальный Терминал» (создано в 2005 году)
    • ДП «МВ» (Черноморск, создано в 2005 году)
    • ООО «А2» (создано в 2013 году)

Примечания

  1. Рейтинг «Логистический оператор России» Итоги рейтинга - 2008 (недоступная ссылка). EALA Russia. Дата обращения: 2 августа 2010. Архивировано 17 августа 2010 года.
  2. 2,0 2,1 Рейтинг «Логистический оператор России»Итоги рейтинга - 2009 (недоступная ссылка). EALA Russia. Дата обращения: 2 августа 2010. Архивировано 17 августа 2010 года.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 1930-1940. Cовфрахт - 85 лет. Совфрахт (2015).
  4. Группа «Совфрахт-Совмортранс» приобретает терминал «Предпортовый» (30 июля 2010). Дата обращения: 2 августа 2010.
  5. Совфрахт – небьющаяся репутация в хрупком ремесле. Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 16 ноября 2015 года.
  6. «Совфрахт» или «морские разбойники». Дата обращения: 16 марта 2015. Архивировано 15 марта 2015 года.
  7. Дмитрий Пурим об особенностях работы в Арктике. Дата обращения: 24 июля 2015. Архивировано 24 июля 2015 года.
  8. АО «Совмортранс» получил высокую оценку китайских партнёров (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июля 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  9. ОАО "СОВФРАХТ" ПРОДАЛО 51% АКЦИЙ АСТРАХАНСКОГО МОРСКОГО ПОРТА. Совфрахт (29 мая 2014). Дата обращения: 5 июня 2014. Архивировано 6 июня 2014 года.

Ссылки