Совфрахт-Совмортранс
| Совфрахт-Совмортранс | |
|---|---|
| | |
| Тип | Группа компаний |
| Основание | 1929 год |
| Основатели | Совет труда и обороны СССР |
| Расположение |
|
| Ключевые фигуры | Дмитрий Пурим (Председатель правления АО «Совфрахт») |
| Отрасль | транспорт |
| Сайт | www.sovfracht.ru |
«Совфрахт-Совмортранс» — российская группа компаний, созданная на базе советских внешнеторговых объединений, организованных в период индустриализации. В 2008[1] и 2009 годах[2] «Совфрахт-Совмортранс» входил в топ-15 рейтинга «Лидеры рынка логистических услуг по годовому обороту», а по итогам 2009, 2010, 2011 и 2012 гг. также стал победителем в номинации «Национальный интермодальный транспортный оператор»[2].
Основой группы компаний являются созданные в СССР всесоюзные объединения, после приватизации акционерные общества «Совфрахт» и «Совмортранс».
История и деятельность
Создание
Акционерное общество «Совфрахт» было создано 8 марта 1929 года по решению Совета труда и обороны СССР. Совфрахт обладал монопольным правом на фрахтование иностранного и отечественного тоннажа, агентирование судов в портах СССР и за границей. Морской флот являлся важным средством доставки из-за рубежа оборудования для сооружения доменных печей, прокатных станов Магнитки, Кузнецкстроя, промышленных объектов других грандиозных строек. Однако недостаток советского тоннажа вынуждал фрахтовать большое количество иностранных судов и нести в связи с этим значительные валютные затраты — сотни миллионов рублей (только за 1931 год было истрачено 90 млн. рублей золотом)[3].
В июне 1930 года приказом по НКВТ «Совфрахт» преобразован во всесоюзное объединение «Совфрахттранспорт», на которое возлагалось обслуживание внешней торговли СССР по транспортно-экспедиторскому, фрахтовому, складскому, страховому и стивидорному делам[3].
В декабре 1931 года Постановлением СНК СССР и Коллегии НК РКИ «Совфрахттранспорт» был реорганизован с выделением из него фрахтовой работы[3].
Приказом от 4 января 1932 года создано специализированное на фрахтовании всесоюзное объединение «Совфрахт», которому из ведения бывшего «Совфрахттранспорта» были переданы все операции по фрахтованию иностранного тоннажа и изучению фрахтовых рынков, а остальные функции были переданы В/О «Внештранс»[3].
Первые достижения
За 1932 год и за 9 месяцев 1933 года удалось достичь снижения фрахтовых ставок для советских грузов по сравнению с аналогичным периодом 1931-1932 годов, что дало валютную экономию расходов в размере 18 млн. рублей. Из этой суммы 5700 рублей были получены путем снижения ставок сверх заданных «Совфрахту» лимитов и являлись, таким образом, «встречным» сверхплановым снижением. При этом поставленные перед «Совфрахтом» задачи были выполнены по всем грузам и направлениям[3].
По данным индекса «Ллойдс», «Совфрахт» успешно конкурировал с западными фрахтователями, добившись значительного снижения ставок на зерно из портов Черного моря по сравнению со ставками на Дунайские порты, по углю в порты Италии — с фобовскими фрахтами, по пиломатериалам из Ленинграда — со ставками из Южной Финляндии. Предоставленную ему государством монополию фрахтования «Совфрахт» эффективно использовал как орудие борьбы с образующимися блоками судовладельцев против СССР. В частности, с Норвежским танкерным пулом, японским Лесным блоком, организацией греческих судовладельцев при осенних черноморских фрахтах и т.д. Благодаря «Совфрахту» было проведено конвертирование запрещенной к вывозу из отдельных стран валюты (греческие драхмы, эстонские и датские кроны и т.д.)[3].
После продолжительной обработки рынка был заключен первый договор с итальянской компанией на установление регулярной линии для перевозки массовых грузов из черноморских портов в порты Адриатического и Тирренского морей. Усилиями «Совфрахта» были снижены на 10% ставки на перевозку грузов по иностранным регулярным линиям из советских портов в Северную Америку. По претензиям было отбито и выиграно 78 тыс. фунтов стерлингов при общей сумме предъявленных претензий в 264 тыс. фунтов стерлингов[3].
В составе Объединения «Совфрахт» к концу 1933 года действовали фрахтовые конторы[3]:
- в портовых городах СССР — Одесса, Ленинград, Владивосток;
- за границей: Лондон, Гамбург, Осло, Генуя, Пирей.
Представительства «Совфрахта» работали в Нью-Йорке, Стокгольме, Копенгагене, Токио, Шанхае[3].
Заново строились отношения с экспортно-импортными объединениями, вместо комиссионного принципа был введен твердый хозрасчет. На «Совфрахт» ложилась материальная ответственность за правильное выполнение оперативных заданий и использование конъюнктуры рынка. На счет объединений относилось всякое удорожание и осложнение операций по причинам, зависящим от них самих[3].
В связи с заметным ростом советского торгового флота в начале 1930-х годов, использованием балластных переходов в части незагруженного тоннажа в зимний сезон в 1935 году «Совфрахт» впервые стал предоставлять фрахты советских судов под перевозки грузов иностранных заказчиков. Однако, в том же 1935 году в связи с обострением международной обстановки Совет народных комиссаров СССР постановил закрыть представительства Объединения в ряде стран, в других — резко сократить штаты[3].
Благодаря усилиям «Совфрахт» в 1930-е годы развивался экспорт сибирского леса, дававший стране остро необходимую ей валютную выручку.
Приватизация
В 1980-е годы в состав внешнеторгового объединения «Совфрахт» входило более 400 компаний, представительств и филиалов в 38 странах мира. Сам «Совфрахт» был структурным подразделением Министерства морского флота СССР.
В 1989 году «Совфрахт» стал одним из соучредителей экспедиторской компании «Совмортранс».
В 1992 году «Совфрахт» был преобразован в акционерное общество открытого типа (АООТ).
В середине 2000-х годов «Совфрахт-Совмортранс» приобрёл портовый терминал в Санкт-Петербурге на ул. Жукова, в 2007 году в группу компаний вошло ЗАО «Астраханский морской порт». В 2010 году ЗАО «Совмортранс» приобрёл у «Евросиба» терминал «Предпортовый» в Санкт-Петербурге, введённый в эксплуатацию в 2006 году[4].
В 2014 году на корабле «Сильный» компании «Совфрахт» был доставлен большой груз промышленного стекла с Борского стекольного завода в Европу (Албанию). Также у компании имеется большой опыт в транспортировке полированного стекла в страны Европейского Союза: Польшу, Финляндию и страны Прибалтики[5]
В 2014 году «Совфрахт» стал первой и пока[когда?] единственной из компаний-перевозчиков, у кого появилась инфраструктура на Новосибирских островах, благодаря чему стало возможным расширение деятельности организации в районе Арктики[6]. Сегодня компания осуществляет перевозку грузов в такие географические точки Крайнего Севера, как Новосибирские острова, Новая Земля[7].
В 2015 году АО «Совмортранс» доставил экспонаты участников из Китая для выставки ИННОПРОМ-2015, получил высокую оценку работы от китайских партнёров[8].
Компании группы
- АО «Совфрахт» (создано в 1929 году). Дочерние компании:
- АО «Совфрахт-Приволжск» (Саратов, создано в 2003 году)
- АО «Совфрахт-НН» (Нижний Новгород, создано в 2001 году)
- ООО Управляющая компания «Совфрахт» (создана в 2010 году)
- ООО «Совфрахт-Восток» (ООО, создано в 2014 году)
- АО «Совмортранс» (создано в 1989 году)
- ООО «Совмортранс УУТ» (Минск, создано в 2008 году)
- ООО АБТ «Оптима» (приобретен 51 % в 2011 году)
- ООО «Бостон Континенталь» (создано в 1997 году)
Ранее входившие в группу:
- ЗАО «Астраханский морской порт» (2007—2014 год[9])
- Дочерние компании АО «Совмортранс»:
- ДП «Совмортранс Одесса» (создано в 1993 году)
- ООО «Украинский Универсальный Терминал» (создано в 2005 году)
- ДП «МВ» (Черноморск, создано в 2005 году)
- ООО «А2» (создано в 2013 году)
Примечания
- ↑ Рейтинг «Логистический оператор России» Итоги рейтинга - 2008 (недоступная ссылка). EALA Russia. Дата обращения: 2 августа 2010. Архивировано 17 августа 2010 года.
- ↑ 2,0 2,1 Рейтинг «Логистический оператор России»Итоги рейтинга - 2009 (недоступная ссылка). EALA Russia. Дата обращения: 2 августа 2010. Архивировано 17 августа 2010 года.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 1930-1940. Cовфрахт - 85 лет. Совфрахт (2015).
- ↑ Группа «Совфрахт-Совмортранс» приобретает терминал «Предпортовый» (30 июля 2010). Дата обращения: 2 августа 2010.
- ↑ Совфрахт – небьющаяся репутация в хрупком ремесле. Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 16 ноября 2015 года.
- ↑ «Совфрахт» или «морские разбойники». Дата обращения: 16 марта 2015. Архивировано 15 марта 2015 года.
- ↑ Дмитрий Пурим об особенностях работы в Арктике. Дата обращения: 24 июля 2015. Архивировано 24 июля 2015 года.
- ↑ АО «Совмортранс» получил высокую оценку китайских партнёров (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июля 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- ↑ ОАО "СОВФРАХТ" ПРОДАЛО 51% АКЦИЙ АСТРАХАНСКОГО МОРСКОГО ПОРТА. Совфрахт (29 мая 2014). Дата обращения: 5 июня 2014. Архивировано 6 июня 2014 года.
Ссылки
- sovfracht.ru — официальный сайт Совфрахт-Совмортранс
- Сайт издания «Морской бюллетень — Совфрахт» (рус.) (англ.)
- Совфрахт – это фрахт с государственным подходом (рус.) (англ.)