Собачья площадка (площадь)
Собачья площадка | |
---|---|
Общая информация | |
Координаты | 55°45′11″ с. ш. 37°35′20″ в. д.HGЯO |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Район | Арбат |
Соба́чья площа́дка — историческое место — бывшая площадь в Москве, существовавшая в XVIII—XX веках на пересечении Кречетниковского, Дурновского, Борисоглебского, Собачьего, Малого и Большого Николопесковских переулков и улицы Большой Молчановки. Площадь была полностью перестроена в 1962—1968 годах при прокладке проспекта Калинина (Нового Арбата) и в настоящее время как отдельный архитектурный элемент утрачена[1][2][3].
История
Предыстория местности
В XVII веке окрестности улицы Большой Молчановки занимали дворы опричников и псарни Ивана Грозного. Позднее территорию поблизости заселили слободы стрельцов приказа Степана Каковина (по другим данным — Каковинского), а также печников царского двора. К первому поселению относилась церковь Николы на Песках, располагавшаяся на пересечении Большого и Среднего Николопесковских переулков. Жители второй слободы были прихожанами храма Николы, что на «Курьей Ношке». По одной из версий, это название он получил, поскольку находился на меже с куриным двором[5][2]. Однако достоверных свидетельств этому нет и некоторые историки полагают, что наименование могло быть связано с изначальным устройством деревянного храма на высоких пнях — ножках[6][7].
Возникновение площади
Краевед Константин Михайлов указывает, что Собачья площадка появилась между 1739 и 1759 годами. При этом впервые на плане Москвы трапециевидная площадь была зафиксирована в 1818-м, тем не менее на чертежах 1827 года дома ещё приписывали соседним переулкам. Предположительно, своё название участок получил благодаря царским собачьим дворам. Однако некоторые исследователи полагают, что оно связано с охотничьим рынком, располагавшимся на этом месте в XIX веке[5][8]. К тому моменту ансамбль площади сформировали дворянские усадьбы в стиле ампир и неоготики, большинство из них возвели после пожара 1812 года[2][7][1].
Площадь была вымощена булыжником, в широкой части участка в 1910 году возвели фонтан, украшенный урной и головами львов, иногда принимаемыми за собачьи. По одной из версий, сооружение поставили на средства родственников философа Алексея Хомякова, проживавшего на этой площади, по другой — за счёт городских властей для организации водозабора и поилки лошадей[2][7]. Фонтан представлял собой восьмигранный постамент, окружённый небольшим бассейном, края которого украшали горельефы с амурами. Позднее фонтан засадили клумбами и окружили сквером[9][10][1]. Предположительно, описание именно Собачьей площадки даёт Андрей Белый в своей новелле 1926 года «Московский чудак»:
Вот скверик: за сквериком — домик. Сиреневый, белоколонный (ампир); крыша — легким овалом, скорей — полукуполом; наискось — серый просерый забор; строя угол, оливковый семиэтажный домина пространство обламывал кубами выступов в пять этажей, угрожающий пасть на затылок прохожего; дом вырвался в соседний проулок, давимый ватагой таких же кофейных, песочных и серых домов с шестигранниками полубашен и кубами выступов; издали, в нише, воздвигнутый рыцарь копья лезвием в пламень каменный змея разил над карнизами восьмиэтажного куба[1][11].
Перестройка района площади
Для транспортной разгрузки Арбата генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал создание магистрали, проходящей через Собачью площадку и соединяющей Кремль с Кутузовским проспектом. Однако из-за Великой Отечественной войны работы отложили. В 1952-м Дурновский переулок, пролегавший через южную часть участка, переименовали в Композиторскую улицу. Это название она получила благодаря Союзу композиторов, занимавшему один из домов в узкой части площади. Топоним «Собачья площадка» официально упразднили, приписав здания к новой улице. Через десять лет началось строительство задуманного ранее Калининского проспекта и площадь полностью перестроили. Строительные работы продлились до 1968 года, при этом предусматривалась не только реорганизация проезжей части, но и снос старых особняков[5][12][2]. Для прокладки магистрали почти хватало ширины Кречетниковского переулка, а ликвидация застройки была необходима для создания небоскрёбов по типу Edificio Focsa[исп.][13][7]. За год до окончания работ в альманахе «День поэзии» появилось стихотворение Юрия Панкратова:
Сметая замшелую пошлость
Домов, прикорнувших горбато,
Ведутся на полную мощность
Работы в районе Арбата...[14]
Примечательные здания
- Чётная сторона
- № 8 — особняк, где в 1912 году проживала поэтесса Марина Цветаева перед отъездом в Прагу[15][7].
- № 10 — здание в неоготическом стиле, возведённое в 1886 году по проекту архитектора Василия Карнеева для купца Константина Мазурина. Позднее имение выкупил генеалог Леонид Савёлов, а затем архитектор Павел Самарин, владевший участком вплоть до 1917-го. После Октябрьской революции здание занимал Союз композиторов[2][16].
- № 12 — предположительно, именно в этом доме снимали жильё герои романа Ивана Тургенева «Дым»[17].
- № 14 — жилой дом, принадлежавший статской советнице А. А. Ренкевич. В 1820-е годы часть здания арендовал библиограф Сергей Соболевский. Его неоднократно навещали Михаил Погодин, Евгений Баратынский, Дмитрий Веневитинов и другие. Поэт Александр Пушкин квартировал у своего друга с декабря 1826 по май 1827 года, в стенах этого дома он представил знакомым произведение «Борис Годунов». После 1890-го в здании действовал кабак, в этот период один из флигелей снимала Мария Ульянова, у которой Владимир Ленин гостил пять дней перед сибирской ссылкой. Во время Великой Отечественной войны часть строения сильно пострадала от попадания снаряда, позднее здание восстановили и в нём действовала керосинная лавка. Во время демонтажа площади вначале предполагалось сохранить и переместить строение, в 1962-м его покрыли новой кровлей. Однако из-за высокой стоимости проекта от задумки отказались[7][2][18].
- Нечётная сторона
- № 1 — с 1914 года участок занимал трёхэтажный комплекс Долгоруковской лечебницы. Он был возведён на месте особняка статского советника Ф. М. Тургенева. На базе больницы действовали туберкулёзный диспансер и пункт неотложной помощи[19][2].
- № 5 — дом, в котором с 1900 года проживали сёстры Гнесины, а также действовало их музыкальное училище[20][7]. После революции благодаря поддержке искусствоведа Анатолия Луначарского строение и имущество семьи не было национализировано. В 1920-м произошла реорганизация училища, оно разделилось на два подразделения: Третий показательный государственный музыкальный техникум и детскую школу, расположившуюся в соседнем доме. В 1937 году для возросшего количества студентов началось строительство нового здания института на Поварской улице, однако из-за войны оно завершилось только в 1946-м[21][22].
- № 7 — усадьба дворян Веригиных, возведённая в начале XIX века. Строение представляло собой небольшой двухэтажный особняк с одноэтажными боковыми пристройками. В 1840-х годах имение приобрёл публицист Алексей Хомяков. Известного славянофила навещали Николай Гоголь, Алексей Толстой, Александр Герцен, Тимофей Грановский, Пётр Чаадаев и другие. Для проведения идеологических дискуссий в доме обустроили специальную комнату — «говорильню». В ноябре 1920 года в доме открыли Музей быта сороковых годов XIX века. Вскоре экспозицию ликвидировали, а строение заняли Оперная студия консерватории имени Чехова и Детская музыкальная школа при Училище имени Гнесиных[5][7][15].
Площадь в художественной литературе и искусстве
- В романе И. С. Тургенева «Дым» (1865—1867) Собачья площадка упоминается как место проживания семейства князей Осининых.
- В романе Андрея Белого «Московский чудак» (1926) есть упоминание о Собачьей и Телячьей площадках в топонимии Москвы.
- В комедийном фильме кинорежиссёра Бориса Барнета «Девушка с коробкой» (1927) в одном из кадров можно увидеть фасад здания № 5.
- В приключенческом романе писателя Вениамина Каверина «Два капитана» (1940) есть глава «На Собачьей площадке».
- В кинофильме Григория Александрова «Весна» (1947) мужчина спрашивает у случайной прохожей, как пройти на Собачью площадку, но получает отрицательный ответ:
— Не знаю, я не москвичка. - В дипломной работе Андрея Тарковского, короткометражном фильме «Каток и скрипка» (1960), запечатлён фасад и часть интерьера здания № 10, в котором тогда размещался Союз композиторов СССР, а также часть ограды сквера и дороги перед ним.
- В романе А.Н. Рыбакова «Страх» из трилогии «Дети Арбата» Собачья площадка упоминается как место, где располагалась районная поликлиника, куда ходила Софья Александровна, мать одного из главных героев романа — Саши Панкратова.
- В стихотворении Владимира Маяковского «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» Собачья площадка упоминается как место проживания одного из героев: Петя стал белей, чем гусь: — Пётр Буржуйчиков зовусь. — Где живёшь, мальчишка гадкий? — На Собачьевой площадке.
- В романе польского писателя Збигнева Ненацкого «Лицензия на импорт льва» (1961), главный герой пребывая в Москве во время поездки в Албазино заходит несколько раз на Собачью площадку.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Митрофанов, 2006.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Потресов, 2013.
- ↑ Шмидт, 1997, с. 747—748.
- ↑ 4,0 4,1 Лялина и Собачья: московские треугольники . moscowwalks.ru (7 октября 2009). Дата обращения: 24 июля 2018. Архивировано 3 августа 2018 года.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Фочкин, 2017.
- ↑ Сытин, 1958, с. 396.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Михайлов, 2010, с. 316—317.
- ↑ День города: историко-культурный фестиваль «Арбат. Собачья площадка» . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (2017). Дата обращения: 8 июля 2018. Архивировано 7 августа 2018 года.
- ↑ Маркус, 1999.
- ↑ Валентина Оберемко. Арбат — место, бывшее Собачьей площадкой . Аргументы и факты (16 февраля 2011). Дата обращения: 8 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
- ↑ Белый, 1926.
- ↑ Сытин, 1958, с. 587.
- ↑ Новый Арбат — симбиоз старины и инноваций . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (20 апреля 2016). Дата обращения: 24 июля 2018. Архивировано 19 января 2018 года.
- ↑ Михайлов, 2010, с. 316—317, 319.
- ↑ 15,0 15,1 Углева, 2013, с. 219.
- ↑ Олег Фочкин. Собачья площадка (недоступная ссылка). Вечерняя Москва (27 мая 2015). Дата обращения: 8 июля 2018. Архивировано 3 июля 2018 года.
- ↑ Гейнике, 1923, с. 139.
- ↑ Арбат. Путеводитель, 1993, с. 28.
- ↑ Киевский район города Москвы, 1936, с. 97, 101.
- ↑ Легендарная Гнесинка . Культура.РФ (2018). Дата обращения: 23 июля 2018. Архивировано 7 августа 2018 года.
- ↑ Российская академия музыки и музыкальный колледж им. Гнесиных. Справка . Россия сегодня (6 октября 2011). Дата обращения: 8 июля 2018. Архивировано 16 февраля 2018 года.
- ↑ Раиса Ханукаева. История в тактах: создание и реконструкция Генсинки . Городской информационный канал m24.ru (26 августа 2013). Дата обращения: 8 июля 2018. Архивировано 16 февраля 2018 года.
Литература
- Белый А. Московский чудак. — Москва: артель писателей «Круг», 1926. — 256 с.
- Киевский район города Москвы / Издание киевского РК ВКП(б) и Райсовета РК и КД. — Москва: Центральная типография имени К. Ворошилова, 1936.
- Культурно-исторические экскурсии. (Москва, московские музеи, подмосковные) / Гейнике Н. А. — Москва: Новая Москва, 1923. — 418 с.
- Маркус Б. Московские картинки 1920-х — 1930-х г.г. — Москва: СамИздат, 1999. — 60 с.
- Митрофанов А. Г. Арбат. Прогулки по старой Москве. — Москва: Ключ-С, 2006. — 272 с. — ISBN 5-93136-022-0.
- Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — Москва: Эксмо, 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-699-43721-4.
- Москва. Энциклопедия / Шмидт С. О. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1997. — 974 с. — ISBN 5-85270-277-3.
- Потресов В. Вспомним «Собачку» // Наше наследие : журнал. — Москва, 2013. — № 106.
- Сытин П. В. Из истории московских улиц. — Москва: Московский рабочий, 1958. — 844 с.
- Углева Н. В. История создания и судьба бытового музея 1840-х годов // Вестник РГГУ. — 2013. — С. 217—226.
- Фочкин О. Москва. Лица улиц. Продолжение легенд. — Москва: АСТ, 2017. — 368 с. — ISBN 978-5-17-096677-6.
- Шмидт О. Арбат. Путеводитель. — Москва: Культура, 1993. — 55 с.
Ссылки
- Кадры фильма «Каток и скрипка» 1960 года с изображением Собачьей площадки
- Подборка старых фотографий Собачьей площадки