Смятение (фильм, 1970)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Смятение
Жанр драма, экранизация
Режиссёр Андрей Булинский
Автор
сценария
по повести С. М. Степняка-Кравчинского
Оператор Дмитрий Зайцев
Художник-постановщик Евгений Игнатьев
Кинокомпания «Беларусьфильм» по заказу ЦТ СССР
Длительность 63 мин.
Страна  СССР
Год 1970

«Смятение» — советский телефильм 1970 года режиссёра Андрей Булинского по повести С. М. Степняка-Кравчинского «Домик на Волге» (1889).

Сюжет

Действие фильма происходит в конце 1870-х годов. Молодой народоволец Владимир Муринов скрывается от преследования жандармов в старинном уединенном имении Прозоровых — небольшом домике на Волге, где вместе с матерью живёт Катя — молодая провинциальная девушка, добрая, чуткая, отзывчивая, скромная, но решительная. Муринов полюбил Катю. Далекая от политической борьбы провинциальная девушка, со временем решает разделить свою судьбу с нелегкой судьбой возлюбленного…

В ролях

Критика

Фильм — режиссёрский дебют, оставшаяся единственная режиссёрская работа известного кинооператора Андрей Булинского, и критикой отмечен его успех в этом качестве:

В фильме «Смятение» Андрей Александрович выступает в качестве режиссёра-постановщика. Достоверная актёрская работа Нелли Пшенной (Катя Прозорова) и Романа Громадского (Муринов) говорит о том, что А. Булинский сумел найти верный подход к актёрам, сумел помочь им полнее раскрыться. Почему я подчеркиваю именно эту сторону в фильме «Смятение»? Потому, что многие операторы, став режиссёрами, мало уделяют внимания актёрам, сосредоточиваясь на изобразительном решении. А. Булинский избежал этой ошибки, и в этом его победа. Здесь сказался его большой творческий опыт — более сорока лет работы в кино.

Кино Советской Белоруссии. — М.: Искусство, 1975. — 318 с. — стр. 152

Однако, историк народнического движения Н. А. Троицкий отмечал в фильме «недостаток историзма», который, впрочем, «присущ всем вообще советским фильмам о народниках 60-х годов»[2].

Литературная и реальная основа

Фильм снят по повести «Домик на Волге» С. М. Степняка-Кравчинского 1889 года, литературовед Е. А. Таратута в исследовании «С. М. Степняк-Кравчинский — революционер и писатель» доказала, что реальными лицами для создания образов героев героев повести, кроме самого автора, являлись Николай Морозов и его друг Андрей Франжоли, выведенный в образе одного из героев.[3]

Примечания

  1. Ирина Егорова-Ковриго: «Если нет любви, никакие деньги не сделают тебя счастливой» Архивная копия от 16 октября 2021 на Wayback Machine // СН, 15 января 2020
  2. Русское революционное народничество 1870-х годов: история темы / Николай Алексеевич Троицкий. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003. — 97 с. — стр. 90
  3. Рыбинск в судьбах замечательных людей / Д. В. Романов. — Рыбинское подворье, 1997 — 96 с. — стр. 32

Литература

  • Смятение // Современное белорусское кино. — М.: Наука и техника, 1985. — 310 с. — стр. 290