Смолин, Алексей Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Смолин Алексей Андреевич
Дата рождения 1907(1907)
Дата смерти 1986(1986)
Страна  СССР  Российская империя
Род деятельности Конструктор

Алексей Андреевич Смолин (1907—1986) — советский конструктор; работал на стыке авиационной и автомобильной техники, создатель специальных транспортных средств.

Биография

Родился в 1907 году.

Был ведущим специалистом по проектированию корпусов плавающих автомобилей, водяных и воздушных винтов, аэродинамике кузовов скоростных автомобилей. В 1932—1948 годах Смолин работал ведущим конструктором, затем главным конструктором на авиазаводе № 21 в городе Горьком:

  • в 1934 году спроектировал двухместные аэросани;
  • в 1935 году создал самолет КСМ-1 («Комсомолец-1») с автомобильным двигателем ГАЗ-М;
  • в 1937 году разработал и построил шестиместный глиссер;
  • в 1938 году вместе с Владиславом Грибовским спроектировал и изготовил самолет ГАЗ-Авиа с 6-цилиндровым автомобильным двигателем;
  • позже создал аэросани ГАЗ-98 и ГАЗ-98К;
  • в 1943 году сконструировал вездеход-амфибию с двигателем от самолёта ГАЗ-Авиа.

Некоторое время Алексей Смолин время работал на Казанском авиационном заводе, проектируя лёгкий самолёт. В 1950 году он был переведён на Горьковский автозавод ведущим конструктором скоростных и специальных автомобилей. На базе легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» с форсированным до 75 л.с. двигателем построил гоночный автомобиль. Затем построил гоночные автомобили ГАЗ-СГ2 с обтекаемым кузовом из дюралюминия и алюминия. С мая 1952 года Смолин был ведущим конструктором малого плавающего автомобиля ГАЗ-46, для которого разработал корпус и водяной винт. Через два года он создал гоночный автомобиль ГАЗ-СГЗ с турбореактивным двигателем от самолёта МиГ-17. В 1957—1964 годах проектировал автомобили на воздушной подушке с двигателем ГАЗ-13 и газотурбинным двигателем ГАЗ-99. Также оборудовал плавающий автомобиль ГАЗ-46 с подводными крыльями.

Проект ГАЗ-СГ3

Внешние изображения
Автомобиль ГАЗ-СГ3

В 1952 году Алексей Смолин предложил построить автомобиль с совершенной аэродинамикой, небольшим весом и турбореактивным двигателем. Он получил «добро» от главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта и в 1954 году автомобиль ГАЗ-ТР (ТР — турбореактивный), носивший официальное название ГАЗ-СГ3[1], был построен, став первым в мире автомобилем с турбореактивным двигателем. Смолин значительно опередил аналогичные разработки американцев Натана Остича (1960 год) и Крейга Бридлава (1964 год).[2] В качестве двигателя применялся турбореактивный двигатель ВК-1 от истребителя Миг-17 мощностью 1000 л.с. (имел тягу 2600 кгс).

14 ноября 1954 года состоялись ходовые испытания ГАЗ-СГ3 на взлетно-посадочной полосе Горьковского военного аэродрома. Управлял автомобилем двукратный чемпион СССР по автоспорту Михаил Метелев. Испытания закончились аварией — машина получила серьезные повреждения, а Метелев отделался сломанным пальцем на ноге — благодаря авиационным ремням безопасности, применённым на автомобиле впервые в мире. Работы над ГАЗ-СГ3 были прекращены, сегодня остатки уникального автомобиля представлены в заводском музее ГАЗа[3].

Умер А. А. Смолин в 1986 году.

Примечания

  1. ГАЗ-СГЗ: дорожная ракета. Дата обращения: 17 апреля 2015. Архивировано 18 апреля 2015 года.
  2. ГАЗ-СГ3 (ГАЗ-ТР турбореактивный). Дата обращения: 17 апреля 2015. Архивировано 23 апреля 2015 года.
  3. ГАЗ-ТР (Турбореактивный) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 апреля 2015. Архивировано 18 апреля 2015 года.

Ссылки