Смирнов, Александр Тимофеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Тимофеевич Смирнов
Дата рождения 17 (30) августа 1914(1914-08-30)
Место рождения с. Хмелевая, ,
Варнавинского уезда,
Костромской губернии, Российская империя
Дата смерти 1 августа 2010(2010-08-01) (95 лет)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Принадлежность  СССР
Род войск Автомобильные войска
Годы службы 19371987
Звание генерал-полковник технических войск
Командовал Центральное автотракторное управление Министерства обороны СССР
Сражения/войны Советско-японская война
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды Орден Красной Звезды
Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За победу над Японией»
Медаль «За укрепление боевого содружества» (СССР)
Медаль «За безупречную службу» 1-й степени
Государственная премия СССР — 1972

Других государств:

Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши
Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» Орден «Красного Знамени» (Монголия)
Медаль «20 лет РВС Кубы»
Памятная медаль «30 лет Революционным вооружённым силам» (Куба)

Алекса́ндр Тимофе́евич Смирно́в (17 (30) августа 1914, с. Хмелевая, Костромская губерния — 1 августа 2010, Москва) — советский военачальник, начальник Центрального автотракторного управления Министерства обороны СССР (1970—1982), генерал-полковник технических войск (8.11.1971). Герой Социалистического Труда (1981).

Биография

Сын сторожа казённых лесов. В семье было пятеро сыновей. Окончил церковно-приходскую школу, трёхлетнюю начальную школу, школу колхозной молодёжи, первый курс Нижегородского строительного техникума и 4 курса Горьковского механико-машиностроительного института.

В Красной Армии с 1937 года. Окончил Военную академию моторизации и механизации РККА им. И. В. Сталина в 1939 году с присвоением воинского звания военинженер 3-го ранга, после её окончания был назначен на должность помощника начальника и инженера технической части 3-й отдельной танковой бригады (гарнизон Монастырище на Дальнем Востоке)[1].

Летом 1941 года был назначен начальником отделения войскового ремонта автобронетанкового управления Дальневосточного фронта, позднее – начальник отдела ремонта и эвакуации автомобильного управления Дальневосточного фронта. При разделении Дальневосточного фронта в июне 1945 года, полковник А. Т. Смирнов был назначен на такую же должность на 2-м Дальневосточном фронте. Участвовал в войне с Японией в августе 1945 года.

В 1946—1949 годах — начальник отделения отдела эксплуатации и ремонта автомобильного управления Дальневосточного военного округа, с 1949 года — начальник инспекции автомобильной службы в штабе Главнокомандующего войсками Дальнего Востока, с марта 1953 года — начальник автотракторного управления Дальневосточного военного округа.

В 1959—1961 годах — заместитель начальника автотракторного управления Министерства обороны СССР (в 1961 году преобразовано в Центральное автотракторное управление).

С августа 1970 года на протяжении последующих 12 лет — начальник Центрального автотракторного управления Министерства обороны СССР. Внёс большой вклад в совершенствование структуры автомобильной службы и обеспечение войск современной техникой. Он уделял пристальное внимание повышению технических возможностей машин, снижению затрат на их обслуживание и ремонт. Под его руководством разрабатывались, испытывались и начали поступать в войска машины третьего поколения, в числе которых ГАЗ-66-11, ЗИЛ-131К, Урал-4320, КамАЗ-4310. Начал создаваться не имеющий аналогов в мире сочленённый плавающий двухзвенный тягач различной грузоподъёмности – 10, 20 и 30 тонн, транспортные шасси под ракетные комплексы особо большой грузоподъёмности и различного назначения для Ракетных войск стратегического назначения, под оперативно-тактические ракетные комплексы Сухопутных войск, под зенитно-ракетные комплексы, для реактивных систем залпового огня.

С сентября 1982 года — военный консультант в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1987 года в отставке.

Жил в Москве. Ещё много лет продолжал работу в Главном автобронетанковом управлении как гражданский специалист и на общественных началах. Скончался 1 августа 2010 года. Похоронен на Востряковском кладбище.

Награды и звания

ордена и медали иностранных государств

Память

  • В Москве в его память установлены две мемориальные доски: на здании, в котором работал А. Т. Смирнов, и на доме, где он жил.

Примечания

Литература

  • Маев С. А. Памяти великого автомобилиста. // «Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил Российской Федерации». — 2024. — № 8. — С. 104—108.

Ссылки