Смерть генерала Вольфа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бенджамин Уэст
Смерть генерала Вольфа. 1770 год
The Death of General Wolfe
Холст, масло. 151 × 213 см
Художественная галерея Онтарио, Торонто

«Смерть генерала Вольфа» (англ. The Death of General Wolfe) — картина американского художника Бенджамина Уэста, написана в 1770 году и представляет собой живопись маслом на холсте размером 151×213 см. В настоящее время хранится в Художественной галерее Онтарио в Торонто. На картине изображена смерть британского генерала Джеймса Вольфа в битве при Квебеке в 1759 году во время франко-индейской войны, бывшей частью Семилетней войны в Европе. Полотно написано в духе эпохи Просвещения. В 1771 году художник написал ещё одну картину, почти идентичную этой, для британского короля Георга III[1].

Исторический контекст

Генерал Вольф погиб в битве при Квебеке, также известной под названием битвы на равнинах Авраама, 13 сентября 1759 года. Это было ключевое событие в Семилетней войне на территории континента, окончательно решившее судьбу северо-американских французских колоний. Битва велась между британской армией и армией французского королевства и длилась пятнадцать минут. Британской армией командовал генерал Вольф. Несмотря на победу британцев в битве, главнокомандующий британской армией был убит несколькими мушкетными выстрелами. После смерти генерал Вольф был объявлен национальным героем и стал образом Семилетней войны и британского господства в Северной Америке конца XVIII века.[2]

Описание

Уэст изобразил генерала Вольфа, подобно фигуре Христа в момент снятия с креста. Картина имеет треугольную композицию, сформированную вершиной флага и положением мужчин. Всё в ней напоминает изображение оплакивания Христа, где Христос удерживается в объятиях Девы Марии[3]. Правую руку генерала держит капитан Харви Смит[4].

Изображение воина-аборигена на картине, стоящего на коленях с подбородком на кулаке, и смотрящим на генерала Вольфа, искусствоведами интерпретируется по-разному. Коренной американец сидит, подперев кулаком подбородок; касание лица рукой интерпретируется как признак глубокой мысли и интеллекта. Некоторые искусствоведы считают изображение аборигена идеализацией, вдохновленной концепцией благородного варварства. Оригинальные предметы одежды, которые использовались в качестве модели для изображения воина-индейца на картине, можно найти в коллекции Британского музея. Уэст использовал их при изображении коренных жителей американского континента и в других своих полотнах[5].

На земле перед Вольфом лежат его мушкет, лядунка и штык. Генерал пошёл в бой, вооруженный, как и его солдаты, хотя его мушкет явно более высокого качества. Примечателен также костюм Вольфа. На нём красный китель, красный жилет, красные бриджи и белая рубашка. Такое платье кажется довольно простым, особенно для командира. Рядом с Вольфом, в синем пиджаке, находится доктор Томас Хинде[англ.], который пытается остановить кровотечение из ран генерала. Вольф умер на руках у врача.

На заднем плане и слева от мужчин, окружающих Вольфа, изображен приближающийся гонец. Он размахивает шляпой в одной руке, чтобы привлечь их внимание, а в другой несёт захваченный флаг армии французского королевства, символизирующем новость о победе британцев, переданную умирающему Вольфу.

Изображение на полотне Саймона Фрейзера[англ.], лейтенанта-полковника 78-го полка Фрейзерских горцев[англ.], позади человека в зеленой форме, идентифицированного на картине, как сэр Уильям Джонсон, интересно, поскольку, хотя генерал Вольф и благоволил фрейзерцам, их командир не участвовал в этой битве, так, как не смог оправиться от ранений полученных в предыдущем сражении. На картине он изображён в тартане Фрейзера, который, вероятно, носили офицеры этого полка. Только четыре из четырнадцати человек, изображенных на картине, являлись участниками той битвы.

Одежда, в которой Уэст изобразил свои картины, была весьма спорной для того времени. Хотя со времени битвы и до написания картины прошло всего одиннадцать лет, живописец «одел» их в классические костюмы по совету друзей, среди которых был и сэр Джошуа Рейнольдс. По этой причине король Георг III сначала отказался приобретать картину, потому, что считал, что одежда изображённых на ней лиц принизила достоинство события[3].

Картина была выставлена ​​в Королевской академии искусств в Лондоне. В 1921 году её перевезли в Канаду в знак благодарности за службу канадцев во время Первой мировой войны.

Копии

Помимо оригинала, существуют, по меньшей мере, пять копий «Смерти генерала Вольфа» кисти самого Уэста[6]. Самая ранняя из них в настоящее время находится в собрании Национальной галереи Канады; две другие — в Королевском музее Онтарио в Канаде и Художественном музее Мичиганского университета в США. Ещё одна находится в поместье Икворт-Хаус в графстве Суффолк, в Великобритании. Каждое воспроизведение оригинала имело свои отличительные черты в изображении смерти Вольфа. Последняя копия была заказана британским королём Георгом III в 1771 году и хранится в Королевской коллекции в Лондоне[7].

Гравюра Уильяма Вуллетта стала самой известной копией оригинальной картины Уэста и приобрела всемирную известность. Черно-белая копия гравюры находится в замке Бродик на острове Арран в Шотландии[8].

Примечания

Источники

Статья

Ссылки