Случай в Даш-Кале

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Случай в Даш-Кале
Постер фильма
Жанр драма, социальная драма
Режиссёр Меред Атаханов
Автор
сценария
Морис Симашко,
Николай Фигуровский
Оператор Алексей Полканов
Композитор Вели Мухатов,
Михаил Осокин
Кинокомпания «Туркменфильм»
Длительность мин.
Страна  СССР
Год 1963

«Случай в Даш-Кале» — советский фильм 1963 года снятый на киностудии «Туркменфильм» режиссёром Мередома Атахановым.

Сюжет

Окончившая пединститут выросшая в городе Майя приезжает работать учителем в старый аул Даш-Кала. Молодая учительница становится свидетельницей того, как юную школьницу Солтан Атаеву, сироту, чей отец погиб на фронте, а мать умерла, пытаются продать замуж. Девочка живет в доме своего дяди, Берды Акиевича, который собирается выдать свою племянницу замуж за выгодного жениха — местного завмага. И вовсе не из привязанности к старинным обычаям: пять тысяч рублей и пятнадцать баранов — вот цена за племянницу.

Берды Акиевич, к ужасу молодой учительницы, ещё и директор школы, и когда ему нужно обезвредить недавно приехавшую из города учительницу, вмешивающейся в судьбу своей ученицы, устраивает проработочную беседу на педсовете, упрекая её ни больше ни меньше как в неуважении к национальным традициям, а впридачу действует и вполне «современными методами»: пишет анонимное письмо, полное грязной клеветы на молодую женщину

Выслушав Майю, прокурор требует неопровержимых доказательств, которых у неё нет. Учительница обходит всех жителей аула и находит поддержку у председателю колхоза старого Гандым-Аги, который останавливает приготовление свадьбы. Майя собирается уехать в город, но вдруг снова объявляют о свадьбе: Берды Акиевич раздобыл фальшивую метрику, удостоверяющую совершеннолетие девочки, и запугал её, требуя, чтобы она молчала, когда её повезут в дом к будущему мужу. Девочка, уверенная в том, что ее поддержит учительница, убегает из дома дяди, и Майя решает не возвращаться в город и своим присутствием не дать совершиться преступлению.

В ролях

Критика

С резкой прямотой говорилось в этом произведении о существующих и поныне феодально—байских пережитках в семейно—бытовых отношениях.

Многонациональное советское киноискусство / Лилия Маматова. — М.: «Знание», 1982. — 158 с. — стр. 126

Когда фильм вышел на экраны, в Таджикской ССР некоторые рецензенты сочли, что, разоблачая обычай калыма, авторы фильма чрезмерно «сгустили краски», что они вообще запоздали со своими обличениями, не учли реального прогресса жизни, а в реальности подобной практики уже якобы нет.[1]

Примечания

  1. Советское кино, 70-е годы: основные тенденции развития / Владимир Евтихианович Баскаков, Сергей Дробашенко. — М.: Искусство, 1984. — 341 с. — стр. 187

Литература

  • Зеленко Н. — Воздух борьбы (О худож. фильме « Случай Даш-Кале») // Искусство кино, № 10, 1963. — с. 76-78