религ. не верящий в богов, не признающий богов, атеистический ◆ Кризис культуры в том и заключается, что она не может остаться религиозно-нейтральной и гуманистической, что она неизбежно должна стать или безбо́жной, антихристианской цивилизацией или священной, церковной культурой, христианским преображением жизни Н. А. Бердяев, «Новое средневековье», 1924 г.[НКРЯ]
истор.иноверческий, языческий, не признающий единого Бога ◆ И что делать тому, которому случилось быть у поганых в неволе, и для свободы своей безбо́жную оных веру принять, а потом обращается ко исповеданию Христианскому? Петр I, «Регламент или устав духовной коллегии», 1721 г.[НКРЯ]◆ Всё оттого, что в вере повихну́лся, с не́христью повяза́лся… Безбо́жных, нечестивых колонистов, в истинного Бога не верующих, похваляет! П. И. Мельников-Печерский, «На горах», 1875–1881 гг.[НКРЯ]
перен., разг.бессовестный, неимоверный◆ Тщетно Василий желал умерить дороговизну неслыханную, уставлял цену справедливую и запрещал безбо́жную; купцы не слушались: скрывали свое изобилие и продавали тайно, кому и как хотели. Н. М. Карамзин, «История государства Российского: Том 12», 1824–1826 гг.[НКРЯ]
Из без- + бог, далее от праслав.*bogъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. богъ, ср.: укр. бог (род. п. бо́га), болг. бог, сербохорв. бо̑г (род. бо̏га), словенск. bȯ̑g, чешск. bůh (род. п. boha), польск. bóg (род. п. boga), в.-луж. bóh, н.-луж. bog; восходит к праиндоевр.|*bhag- «наделять». Сюда же: богиня, ст.-слав. богыни, чешск. bohyně «богиня». Родственно др.-инд. bhágas «одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья», др.-перс. baga-, авест. baɣa «господь», «бог» от др.-инд. bhájati, bhájatē «наделяет, делит», авест. baẋšaiti «участвует», греч. φαγεῖν «есть, пожирать». Первонач. «наделяющий»; ср. др.- инд. bhágas «достояние, счастье», авест. baɣa-, baga- «доля, участь». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.