Скляренко, Владимир Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Михайлович Скляренко
Володимир Михайлович Скляренко
Профессия театральный режиссёр, театральный педагог
Годы активности 19201978
Награды
Орден Ленина — 24.11.1960 Орден Трудового Красного Знамени — 23.01.1948
Народный артист Украинской ССР — 1954

Владимир Михайлович Скляренко (укр. Володимир Михайлович Скляренко; 25 мая (7 июня1907, Киев — 8 мая 1984, там же) — театральный режиссёр и педагог, теоретик театральной режиссуры школы Леся Курбаса. Народный артист Украинской ССР (1954).

Биография

Владимир Скляренко родился в селе Великие Дмитричи (ныне территория Киева) в семье переплётчика. С детства увлекался театром. В 14 лет (1920 год) вышел на сцену в качестве статиста миманса Киевского оперного театра. В 1923—1926 учился в Киевском музыкально-драматическом институте имени Лысенко, где получил профессию режиссёра и актёра. На талантливого молодого человека обратил внимание Лесь Курбас, и в 1926 его зачислили в режиссёрскую лабораторию театра «Березиль». Вместе с театром летом 1926 переезжает из Киева в Харьков.

В качестве самостоятельного режиссёра дебютирует как постановщик ревю «Эй, на волне 477!» (текст коллективный, 1929). В театре он познакомился с актрисой Надеждой Титаренко, которая в 1929 стала его женой. Вместе они прожили до конца жизни.

Работая в «Березиле», Скляренко усвоил главный принцип курбасовской режиссуры — соединение мощной идейной концепции с яркой театральной формой, выработал свой стиль режиссуры, характеризующийся монументальностью образов, наличием масштабных массовых сцен.

После разгрома «Березиля» Скляренко переходит в 1935 году в Харьковский театр юного зрителя в качестве главного режиссёра. Во время войны в 1941—1944 театр находится в эвакуации на Урале и в Средней Азии. В 1944 году коллектив театра перебазируется во Львов в качестве вновь создаваемого Львовского театра юного зрителя. Скляренко фактически создает новый театр на пустом месте.

Склонность режиссёра к масштабности, помпезности постановок была замечена, и ему предложили перейти из драматической режиссуры в оперную. В 1947—1952 гг Скляренко главный режиссёр Львовского театра оперы и балета, в 1952—1954 — Харьковского театра оперы и балета, в 1954—1962 — Украинского театра оперы и балета имени Шевченко в Киеве. Затем режиссёр вновь возвращается на драматическую сцену. В 1962—1964 художественный руководитель и главный режиссёр Украинского драматического театра имени Франко в Киеве. После 1964 года продолжает приглашаться в качестве постановщика спектаклей как в оперный, так и в драматические театры Киева.

Скляренко много занимался педагогической деятельностью, работой с молодыми актёрами и начинающими драматургами. Вел курсы режиссуры и актёрского мастерства в студии «Березиля» (1927—1933), Харьковском театральном институте (1933—1941, 1952—1954), Львовской консерватории (1944—1952), Киевском театральном институте и институте культуры (1954—1978).

Постановки

«Березиль»

Харьковский (Львовский) ТЮЗ

Украинский драматический театр имени Франко

Львовский театр оперы и балета

  • 1948 — «Галька» Монюшко
  • 1949 — «Утопленница» Лысенко
  • 1950 — «Далибор» Сметаны

Харьковский театр оперы и балета

Украинский театр оперы и балета имени Шевченко

  • 1954 — «Тарас Бульба» Лысенко
  • 1955 — «Заря над Двиной» Ю. С. Мейтуса
  • 1955 — «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского
  • 1955 — «Руслан и Людмила» Глинки
  • 1956 — «Война и мир» Прокофьева
  • 1956 — «Катерина» Аракса
  • 1957 — «Милана» Майбороды
  • 1958 — «Лоэнгрин» Вагнера
  • 1958 — «Рождественская ночь» Лысенко
  • 1959 — «Энеида» Лысенко
  • 1959 — «Владимирская горка» В. А. Лукашова
  • 1960 — «Арсенал» Майбороды
  • 1960 — «Аскольдова могила» Верстовского
  • 1961 — «Дон Паскуале» Доницетти
  • 1964 — «Тарас Шевченко» Майбороды
  • 1966 — «Пиковая дама» Чайковского
  • 1978 — «Иван Сусанин» Глинки

Примечания

Ссылки

Скляренко на «Мистецькій сторінці»