Скит

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Никольский скит Валаамского монастыря

Скит (греч. σκήτη от копт. ⲓϩⲏⲧ) — в общем случае место жительства монахов, отдалённое от крупных поселений людей[1][2]. Распространены главным образом в православии. В силу долгой истории православного монашества понятие скит применялось к разным типам монашеских поселений: это могла быть как отдельно стоящая келья, в которой жил монах-отшельник, так и относительно крупный монастырь, подчинённый другому, ещё более крупному[3].

Название происходит от Скитской пусты́ни — места первоначального распространения монашества.[4]

Первые скиты

С зарождением христианского монашества, скиты стали исторически первым видом монашеских поселений. Монастырей тогда ещё не было, как не было и общежительного устава, который стал основой для появления собственно монастырей.

Афонские скиты

Новый Скит на Афоне.

На святой горе Афон скитом, как правило, называют небольшой монашеский посёлок, состоящий из отдельных калив и подчинённый одному из 20 правящих монастырей. Скит святой Анны в Великой Лавре состоит из храма и 5 келий[5]. Существуют также общежительные скиты, которые в действительности ничем не отличаются от монастырей, кроме подчинения одному из них (например, скит Продром), поскольку не имеют статуса монастыря[6]

Скиты в русском православии

Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами. Жизнь в скиту отличается более строгим, чем в монастыре, уставом.

В старообрядчестве скитом может называться как небольшой монастырь, так и поселение монастырского типа[7]. Примером может служить Комаровский скит, представляющий собой небольшое поселение из нескольких обителей в форме срубов (Игнатьева, Ионина, Манефина обитель и пр). Владимир Даль в своём «Словаре…» так описывает старообрядческие скиты: «строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях, с переходами, выходами во все стороны, с тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, также нередко между собою связанными под землёй»[1]. Скитом может называться и совокупность кельи, амбара и поклонного креста (Исааковская пустынь).

На Валааме скитами называли отдельные постройки, в которых располагались как кельи монахов, так и домовые церкви.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Скит // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. Скиты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXX. — С. 200.
  3. Скит // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907. — Т. II. — С. 4.
  4. Meinardus O.F.A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo/New York, 1999, pp. 155 ff..
  5. Великая Лавра св. Афанасия. Дата обращения: 30 октября 2020. Архивировано 4 декабря 2020 года.
  6. Архимандрит Херувим. Из Удела Божией Матери. — К.: 1998. c. 196, 197.
  7. Герасимов А. Повесть о Дубчесских скитах // Новый мир. — 1991. — № 9 (797). — С. 91-103.

Литература