Скибицкая, Марина Михайловна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марина Скибицкая
Марина Скибицька
Основная информация
Страна  Российская империя
 Украинская держава
 СССР
Профессии оперная певица, музыкальный педагог
Певческий голос меццо-сопрано

Мари́на (Мари́я) Миха́йловна Скиби́цкая (24 февраля (7 марта1884, Казань — 29 января 1943, Саратов) — актриса оперы (меццо-сопрано), педагог.

Биография

Родилась в Казани в семье крестьянского происхождения. После окончания гимназии в Казани поступила на учительские курсы. Пробовала себя как певица в любительских концертах и привлекла внимание побывавшего здесь М. Е. Медведева, который заинтересовался талантливой девушкой и предложил ей готовиться для профессиональной сцены. Скибицкая до 1907 года училась пению в Московском музыкально-драматическом училище, одновременно под наблюдением Медведева в его студии в Москве овладевала сценическим искусством. В 1906 году дебютировала в Москве в опере «Любовный напиток» Г. Доницетти.

Наиболее яркие периоды сценической деятельности М. М. Скибицкой связаны с Киевом, где она была оперной примадонной и любимицей публики. Впервые поступила в Киевскую оперу в сезоне 1907/1908 годов — после того, как её учитель Медведев был назначен в этом театре учителем сцены. Вновь была приглашена в Киев в 1912 году и служила здесь (с перерывами) до 1926 года при различных режимах — в периоды Российской империи, Временного правительства, Украинской державы, советской власти. В 1919 году входила в состав первого украинского советского оперного театра в Киеве «Музыкальная драма», режиссёром которого был Лесь Курбас[1]. С равным успехом пела как на русском, так и на украинском языке.

Была также солисткой оперных театров в Казани (сезон 1908/1909), Саратове (неполный сезон 1918), Житомире (1921/1922), Харькове (1923/1924), Тифлисе (1926/1927), участвовала в Передвижной опере М. Е. Медведева (1910—1912), антрепризной опере М. Ф. Багрова в Одессе (1927—1929), Третьей передвижной украинской опере (1929—1930). В разные годы выступала в московском Большом театре (где исполняла партию Кармен — одну из самых ярких в её репертуаре), в Евпатории, Екатеринославе, Минске, Риге, Ростове-на-Дону и др.

Принимала участие в камерных концертах, исполняла народные песни и романсы.

Последние годы жизни М. М. Скибицкая провела в Саратове, где в 1930—1941 годах была солисткой оперного театра. С 1938 года — профессор Саратовской консерватории. В Саратове же скончалась 29 января 1943 года.

М. М. Скибицкая — Кармен.

Творчество

В исполнении М. М. Скибицкой привлекали блестящие вокальные данные: она обладала голосом выдающейся красоты и силы, широкого диапазона, в совершенстве поставленной техникой пения. По свидетельству С. Левика, «трель и пассажи Скибицкой могли быть предметом зависти тех лирических сопрано, которые пели лирико-колоратурный репертуар»[2]. В то же время её отличало глубокое проникновение в смысл исполняемой партии, помноженное на незаурядный драматический талант. О Скибицкой отзывались как о «Шаляпине в юбке»[3]. Используя все тембровые краски и оттенки, певица создавала целостные вокально-сценические образы.

Избранные партии

  • Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
  • Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
  • Амнерис («Аида» Дж. Верди)
  • Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
  • Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
  • Ольга; Няня («Евгений Онегин» П. Чайковского)
  • Любовь Кочубей («Мазепа» П. Чайковского)
  • Полина; Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского)
  • Боярыня Морозова («Опричник» П. Чайковского)
  • Иоанна д’Арк («Орлеанская дева» П. Чайковского)
  • Солоха («Черевички» П. Чайковского)
  • Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Ганна («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова)
  • Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
  • Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
  • Рогнеда («Рогнеда» А. Серова)
  • Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Настя («Тарас Бульба» Н. Лысенко)
  • Катерина («Катерина» Н. Аркаса)

Примечания

  1. Киев: Энциклопедический справочник. — 2-е изд. —— Киев, 1985. — С. 404—405.
  2. Левик С. Записки оперного певца. — Москва, 1962. — С.307.
  3. Скоробогатько Н.. Нотатки оперного концертмейстера. — Київ, 1973. — С. 47.

Литература

  • Левик С. Записки оперного певца. — Москва, 1962. — С.307.
  • Лисенко І. Словник співаків України. — Київ, 1997. — С.278.
  • Скоробогатько Н. Нотатки оперного концертмейстера. — Київ, 1973. — С. 47—50.
  • Стефанович М. Київський державний ордена Леніна академічний театр опери та балету УРСР ім. Т. Г. Шевченка: Історичний нарис. — Київ, 1968.

Ссылки