Скамейка (мультфильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Скамейка
Тип мультфильма рисованный
Жанр юмор
Режиссёр Лев Атаманов
На основе комиксов Херлуфа Бидструпа
Автор сценария Херлуф Бидструп,
Лев Атаманов
Композитор Никита Богословский
Мультипликаторы Анатолий Петров,
Виктор Лихачёв,
Виолетта Колесникова,
Юрий Бутырин,
Владимир Балашов,
Татьяна Казанцева,
София Митрофанова,
Наталья Таннер,
Эраст Меладзе,
Г. Грачёва,
Н. Миндовская
Оператор Михаил Друян
Звукооператор Георгий Мартынюк
Студия «Союзмультфильм»
Страна  СССР
Длительность 10 мин. 24 сек.
Премьера 1967
Ссылки
Аниматор.ру ID 2232

«Скамейка» — рисованный мультипликационный фильм Льва Атаманова.

Начальные титры:

Несколько комических и трагических историй, увиденных и зарисованных датским художником ХЕРЛУФОМ БИДСТРУПОМ, оживлённых и перенесённых на экран художниками киностудии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ».

Создатели

сценарий Херлуфа Бидструпа при участии Льва Атаманова
режиссёр Лев Атаманов
художники-постановщики Розалия Зельма, Борис Корнеев
оператор Михаил Друян
композитор Никита Богословский
звукооператор Георгий Мартынюк
редактор Александр Тимофеевский
монтажёр Лидия Кякшт
ассистент режиссёра Л. Никитина
художники-мультипликаторы Анатолий Петров, Виктор Лихачёв, Виолетта Колесникова, Юрий Бутырин, Владимир Балашов, Татьяна Казанцева, София Митрофанова, Наталья Таннер, Эраст Меладзе, Г. Грачёва, Н. Миндовская

Награды

  • 1969 — II МКФ мультфильмов в Мамайе (Румыния), Специальная премия жюри
  • 1969 — XI МКФ документальных и короткометражных фильмов в Венеции (Италия), приз
  • 1970 — III МКФ фильмов по искусству в Бергамо (Италия), приз.[1]

Интересные факты

  • В мультфильме не произносится ни одного слова, звучит лишь музыка.
  • В сцене, где молодой человек включает транзисторный приёмник, звучит песня «Can’t Buy Me Love» в исполнении группы «Битлз».

Источники

Цитата из статьи:

Херлуф Бидструп тонко сочетает трогательное и смешное, гнев и ярость сатиры и мягкий юмор. Все эти черты нашли яркое выражение в мультфильме «Скамейка» (1967), который вместе с датским графиком создал один из самых опытных и талантливых мастеров советской рисованной мультипликации Лев Атаманов. Несколько комических историй, увиденных и зарисованных X. Бидструпом, превратились в драматургически цельный и глубокий по мысли мультфильм, показывающий, что мультипликация способна быть наблюдателем социально зорким и художественно действенным не только в плане гротесково-гиперболических образов-символов, но и тогда, когда это размышления художника-карикатуриста с пером в руках, словно невзначай подсмотревшего несколько случайных уличных сценок. Размышления эти многообразны по своей эмоциональной тональности — в них смешаны грусть и издёвка, ирония и элегия. Удивительно прост, непритязателен и в то же время по-настоящему мультипликационен и сам композиционно-драматургический мотив «скамейки», мимо которой, ненадолго задерживаясь, проходят самые различные люди. Сюда приходит спать, подстелив газету, бездомный. Идут школьники и рабочие, дворник и пьяница. Устало дремлет, опершись на свою палку, пожилой господин, а птицы тем временем «разбирают» верх его соломенной шляпы, строя из него на соседнем дереве гнездо. Ненадолго скамейка оказывается во власти молодёжи, лихо отплясывающей твист и разбредающейся попарно в разные стороны. С немолодым и безразличным ко всему, кроме спиртного, мужчиной тщетно заигрывает тоже уже немолодая искательница приключений. Затем появляется пожилая супружеская пара, погружённая в свои сентиментальные воспоминания. Их заставляет очнуться от этих идиллических снов грубый окрик прохожего. Над скамейкой появляется огромный сказочно-романтический месяц, и ею овладевают молодые влюблённые. Их сменяет все тот же бездомный понурый человек, которому негде спать, — ему скамейка принадлежит ночью. Так кончается день. Так кончается мультфильм. В этих эмоционально ярких, волнующих и запоминающихся, при всей своей кажущейся мимолётности и эскизности, образах перед нами проходит целый мир, увиденный вдумчивым художником, возникает, складывается из многочисленных экранных зарисовок обобщающий образ общества со всеми его заботами, уродствами и печалями.

Примечания

  1. Сергей Капков. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — 816 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4. с. 79-81.

Литература

  • Асенин С. Волшебники экрана. — М.: Искусство, 1974. — 288 с.
  • Закржевская Л. О скамейках в Копенгагене и других городах // Искусство кино. — 1968. — № 7. — С. 48-50.

Ссылки