Сияние Ночи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хань Гань
Сияние Ночи. 742—756
唐 韓幹 照夜白圖 卷
Бумага, чернила. 30,8 × 34 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«Сияние Ночи» (или «Конь по кличке Сияние Ночи») (кит. трад. 唐 韓幹 照夜白圖 卷) — рукописный свиток китайского художника Хань Гань, созданный в середине VIII века (около 750 года). В настоящее время произведение находится в собрании Метрополитен-музея, куда рисунок был передан в 1977 году.

Взгляд коня передаёт его эмоциональное состояние.

Произведение представляет собой портрет боевого коня императора Сюань-цзуна династии Тан, привязанного к столбу. В своё время Хань Гань, считавшийся лучшим художником в истории Китая, изображавшим лошадей[1], славился тем, что мог достоверно отображать на своих работах не только внешний облик лошади, но и её нрав и характер, а также обладал отличными знаниями повадок лошадей[2][3]. Горящие глаза с большими зрачками, расширенные ноздри и вздыбленные копыта на изображении императорского коня в Китае были характерны для образа мифологической огненной лошади[4]. Сам Хань Гань в разговоре с императором утверждал, что лошади в конюшнях были его учителями живописи[2]. По заказу Сюань-цзуна Хань Гань создал целую серию «портретов» знаменитых скакунов[5].

Европейские искусствоведы часто отмечают условность рисунков Хань Ганя и других представителей китайской живописи и видят в этом существенное отличие анималистики Китая от произведений с изображением животных, созданных художниками Европы; при этой простоте и условности «Сияние Ночи» не теряет выразительность и одухотворенность[3]. В отличие от натуралистических изображений лошадей центральноазиатской породы скакун на «Сиянии Ночи» имеет менее реалистичные пропорции: на рисунке у коня короткие и очень тонкие ноги и весьма округлое тело[6]. Хань Гань придал коню человеческие черты, его измученный взгляд обращён на зрителя и словно взывает к состраданию и помощи[6]. Привязь к столбу и эмоциональный взгляд коня отображают иную — печальную сторону жизни при дворе императора[6].

Многие из оригиналов работ художника не сохранились, но многократно копировались живописцами последующих столетий[2]. Множество печатей и подписей бывших владельцев-коллекционеров подтверждают принадлежность рисунка Хань Ганю[4]. Подписи и печати самого художника при этом на рисунке нет. Присутствуют печати императора Южной Тан Ли Юй, императора Цяньлуна, Ми Фэя[4]. Печати и подписи ставились на рисунок в течение тысячелетия и далее[4].

Примечания

  1. Хань Гань — выдающийся художник династии Тан. Epoch Times. Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 16 февраля 2019 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Белозёрова, В. Г. Традиционное искусство Китая. Том 1. Неолит — IX век. — Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2016. — С. 546. Архивная копия от 10 ноября 2017 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 Хань Гань. Синология.Ру. Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 20 ноября 2017 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 唐 韓幹 照夜白圖 卷 Night-Shining White (англ.). Metropolitain Art Museum. Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  5. Рифтин, Б. Л. От мифа к роману (неопр.). — Рипол Классик. — С. 260. Архивная копия от 10 ноября 2017 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 6,2 Китайские художники — Хань Гань. Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 10 ноября 2017 года.

Ссылки