Система рангов костей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Система рангов костей (골품제도;骨品制度) была системой аристократических рангов, использовавшейся в древнекорейском королевстве Силла. Она использовалась для разделения общества, и особенно слоев аристократии, на основе их наследственной близости к трону и уровня власти, которой им было разрешено обладать. Идея королевской крови в других обществах является близким аналогом идеи «священной кости» в мысли Силла.

Ранг костей был строго наследственным и, таким образом, действовал как кастовая система. Ученый Ли Ки-байк (1984, с.43) считает, что он, вероятно, был принят как часть административного закона, привезенного из Китая и обнародованного королем Попхыном в 520 г. Однако это, вероятно, ничего не дало, кроме юридического факта того, что уже было обществом, разделенным по родословной и происхождению . Хотя только два из пяти известных рангов назывались «костяными» (골, 骨), термин «костный ранг» стал широко использоваться для описания всей системы.

Костяной статус человека регулировал не только официальный статус и брачные права, но и цвет одежды и максимальные размеры жилища и экипажа. Эти критерии подробно описаны в корейской хронике XII века Самгук Саги, в частности, в её монографиях ( дзи 志), книга 2 (звания и должности). Однако изображение жизни Силла в Самгук Саги часто подвергалось критике за чрезмерную статику. К сожалению, поскольку других источников мало, трудно судить о том, какие изменения могли произойти в системе рангов костей на протяжении столетий.

Классификация

Священная кость (Сонголь)

Согласно Самгук Саги, «люди Силла разделили период от короля Хёккосе до короля Чиндок на Священную кость (Сонголь), а после короля Муёля — на Истинную кость (Джинголь). [1] Наивысшим уровнем ранга кости была «священная кость», или сонголь (성골, 聖骨), иногда называемая «освящённой костью». Нет никаких конкретных записей о том, чем именно установлено различие между Священной костью и Истинной костью, но общепризнано, что только самые ранние короли назывались Сонголь. Из-за этой закрытой кастовой системы, когда у короля Джинпхёна не было сына, которому он мог бы передать корону, королева Силла Сондок стала первой женщиной, взошедшей на трон. И после этого Ким Чун-чу, также известный как королю Муёль, вознесся к королю в статусе Джинголь, и с тех пор короли Джинголь занимали трон в течение 281 года до кончины Силлы.

Истинная кость (Джинголь)

Ниже священной кости находилась «истинная кость», или джинголь (진골, 眞骨). Члены истинной кости могли занимать любую официальную должность, вплоть до уровня полноправного министра. Они также могли достичь высшего должностного ранга, ибольчана (이벌찬). После того, как священный костяной ранг был упразднен при короле Муёле, только те, кто имел истинный костяной ранг, могли стать королем.

Главные звания

Ниже «истинной кости» находились высшие ранги (두품, 頭品), из которых засвидетельствованы только 6-й, 5-й и 4-й, причем 6-й является высшим. Происхождение этих классов более низкого ранга и то, что определяло их статус как таковой, неясны и до сих пор обсуждаются учеными. Поскольку джинголям было запрещено жениться на представителях более низкого ранга, хотя они могли брать у них наложниц, вполне возможно, что одним из источников шестого ранга были дети, рожденные от союзов между отцами -джинголями и наложницами более низкого ранга. В любом случае члены шестого ранга главы могли подняться до должности вице-министра (гён, 경, 卿) и до 6-го уровня должностного ранга, ачан (아찬, 阿餐) (два высших ранга джун ачан (중아찬, 重阿餐) и саджун ачан (사중아찬, 四重阿餐) позже также были добавлены к ачану, но они все еще попадали в 6-й уровень). Члены руководителей четвертого и пятого ранга могли подняться только на второстепенные должности. Члены пятого ранга могли достичь 10-го уровня служебного ранга, дэнэма (대내마, 大奈麻), в то время как члены четвертого ранга могли достичь только 12-го уровня служебного ранга, дэса (대사, 大舍). Всего было 17 уровней должностных званий. Один ученый предположил, что «ранги три, два и один, если они когда-либо существовали формально, должны были обозначать ... непривилегированное население». [2]

Оценки

В частности, неудовлетворенные амбиции высшего класса шестого ранга, похоже, сыграли заметную роль в политике позднего периода Силла. Многие мужчины с шестым рангом, которым запрещено подниматься слишком высоко в административной системе Силла, определяемой системой костных рангов, стремились обойти это, изучая конфуцианство (либо в Силла, либо за границей в Танском Китае ), или же обратились к карьере в буддизме . Самым выдающимся из глав шестого ранга, несомненно, был Чхве Чхивон, который после блестящей карьеры в Китае вернулся в Силла только для того, чтобы увидеть, как его попытки административной реформы были отвергнуты укоренившейся аристократией. В начале 10 века зарождающееся государство Корё, пришедшее на смену Когурё, привлекло к своей бюрократии высшую интеллигенцию шестого ранга из Силла и Позднего Пэкче .

Чрезвычайная жесткость системы рангов костей, безусловно, помогла ослабить Силлу к концу периода Объединенной Силла, хотя в событиях было и множество других факторов. После падения Силла система рангов костей была полностью упразднена, хотя другие и несколько более гибкие кастовые системы сохранялись почти до конца династии Чосон в конце 19 века.

Смотрите также

Примечания

  1. 國人謂始祖赫居世至眞德二十八王 謂之聖骨 自武烈至末王 謂之眞骨.. 三國史記 (654). Дата обращения: 14 июня 2019.
  2. Lee, Ki-baik. A New History of Korea (Translated by Edward W. Wagner with Edward J. Shultz), (Cambridge, MA:Harvard University Press, 1984), p. 50.