Система контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Система контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ — это институт материального уголовного права, представляющий собой совокупность правовых норм, направленных на пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Понятие

Под термином «Система контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» в науке уголовного права может пониматься как механизм контроля за соблюдением международных соглашений[1], так и собственно самостоятельный правовой институт. Отдельные нормы, посвященные контролю за распространением наркотических средств и психотропных веществ, могут находиться в Конвенциях ООН[2] и национальном уголовном либо административном законодательстве.

Виды систем контроля

В науке уголовного права классификация систем контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ сформулирована Беляевым Иваном Юрьевичем[3] и предложены следующие их виды:

  • Индивидуальная система контроля;
  • Универсальная система контроля;
  • Смешанная система контроля.

Критерием отнесения системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ выступает способ закрепления соответствующих средств и веществ в качестве предмета преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в соответствующем законодательстве.

Индивидуальная система контроля

Индивидуальная система контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ характеризуется детальным включением и описанием средств и веществ в соответствующих списках, включенных в уголовное законодательство[4]. Вещество в такой системе становится запрещенным и признается предметом соответствующих преступлений только после его включения в список контроля. К государствам, использующим такую систему контроля относится, например, Российская Федерация[5], Финляндия[6] и Мексика[7].

Организация Объединенных Наций в своих конвенциях также предусмотрела индивидуальную систему контроля (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года) и создание списков, в которые включаются все наркотические и сходные с ними вещества. Недостатком такого способа признания вещества запрещенным является проблема новых психоактивных веществ, которые обладают фактически легальным статусом: «Появление новых психоактивных веществ, синтетических опиоидов немедицинского назначения и не включенных в списки прекурсоров ставит перед нами все новые сложные задачи в сфере охраны здоровья людей»[8].

Универсальная система контроля

Универсальная система контроля основана на учете отдельных признаков для запрещения соответствующих веществ, причем специальные списки наркотиков обычно не создаются[9]. К таким признакам в науке уголовного права традиционно относятся:

  • медицинский признак,
  • юридический признак,
  • социальный признак.

Медицинский признак заключается в способности соответствующего средства или вещества вызывать одновременно состояние наркотического опьянения и формировать патологическую (как физическую, так и психологическую) зависимость. Основанием выделения медицинского признака является положения МКБ-10[10]. Под "юридическим признаком" понимается закрепление средства или вещества в списках контроля, однако для универсальной системы контроля данный признак не является обязательным. Социальный признак заключается в "нанесении ущерба охраняемым уголовным законом объектам в процессе оборота или потребления соответствующего наркотического средства или психотропного вещества[11]". По мнению Беляева[12]:

Универсальная система контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ представляется наиболее удачной, поскольку в данном случае практически исключается феномен «дизайнерских наркотиков» и снижается доля бланкетных норм в уголовном законодательстве, что в свою очередь положительно сказывается на юридической технике соответствующих нормативных правовых актов.

К государствам, использующим универсальную систему контроля, относится Австралия[13].

Смешанная система контроля

Смешанная система контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ использует как метод индивидуальной, так и метод универсальной систем контроля. В законодательстве государств, использующих данную систему, встречается упоминание медицинского признака наркотиков и сходных с ними веществ, однако одновременно с этим создаются списки контроля. "Аналоги" наркотиков не включаются в списки, их запрет основан на общей норме. Такую систему используют Швейцария[14] и США[15].

Примечания

  1. Тарасов Алексей Игоревич. Международно-правовой механизм контроля за соблюдением соглашений по вопросам сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Белорусский журнал международного права и международных отношений (апрель 1999).
  2. Международные конвенции о контроле над наркотиками. Организация Объединенных Наций.
  3. Беляев Иван Юрьевич. Проблема систем контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вопросы безопасности : журнал. — 2022. — 4 апреля (№ 1). — С. 35—47. — ISSN 2409-7543. — doi:10.25136/2409-7543.2022.1.37626.
  4. Беляев Иван Юрьевич. Проблема систем контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вопросы безопасности : журнал. — 2022. — 4 апреля (№ 1). — С. 38. — ISSN 2409-7543. — doi:10.25136/2409-7543.2022.1.37626.
  5. Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 24.01.2022) "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
  6. Huumausainelaki.
  7. Ley General de Salud.
  8. Международный комитет по контролю за наркотиками. Доклад за 2019 год, материалы для прессы (2019).
  9. Беляев Иван Юрьевич. Проблема систем контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вопросы безопасности. — 2022-01. — Вып. 1. — С. 37. — ISSN 2409-7543. — doi:10.25136/2409-7543.2022.1.37626.
  10. World Health Organisation. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems 10th Revision (ICD-10) (англ.).
  11. Феткулов А. Х. Наркотизм: общие подходы к оценке криминологической характеристики // Наркоконтроль : журнал. — 2021. — № 1. — С. 17—22. — doi:10.18572/2072-4160-2021-1-17-22.
  12. Беляев Иван Юрьевич. Проблема систем контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вопросы безопасности : журнал. — 2022. — 4 апреля (№ 1). — С. 37. — ISSN 2409-7543. — doi:10.25136/2409-7543.2022.1.37626.
  13. Drug Misuse and Trafficking Act.
  14. Federal Act on Narcotics and Psychotropic Substances.
  15. 21 U.S. Code § 812 - Schedules of controlled substances.