Перейти к содержанию

Система аварийного спасения

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Испытания системы спасения космического корабля «Аполлон». Июнь 1965 года

Систе́ма авари́йного спасе́ния (САС) — бортовая система для спасения экипажа космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе (РН), при которой вывод корабля на запланированную орбиту становится невозможен, или при создании угрозы для жизни[1][2].

Общие требования к системе

К САС предъявляются два основных требования: высокая скорость срабатывания и способность увести корабль или отсек с экипажем на безопасное расстояние от носителя при любых обстоятельствах вплоть до взрыва или неуправляемого падения. Система должна быть весьма надежной, и, насколько это возможно, простой и автономной. Система должна быть способна спасти экипаж на всех этапах выведения корабля, начиная с предстартовой подготовки и заканчивая последними моментами времени перед выходом на требуемую орбиту[2].

Устройство и работа системы

Двигательная установка системы аварийного спасения ракет-носителей «Союз», установленная на постаменте во дворе космической школы имени В. Н. Челомея
(город Байконур)

Наиболее трудно спасти экипаж на предстартовой подготовке и в первые две-три минуты после пуска, когда высота невелика, а воздушный напор при полёте максимален. По этой причине система имеет в составе собственные двигатели, как правило, твердотопливные, для отделения корабля от носителя, набора высоты и увода от ракеты. Двигатели могут крепиться сверху к обтекателю (САС «Союз») или непосредственно к спускаемому аппарату (Mercury, Apollo). Известны реализации с катапультируемыми кресламиВосток», Gemini) или вообще без средств спасения на старте и первых минутах полёта («Восход»).

На последних минутах перед стартом и первых минутах полета система способна в любой момент оторвать отсек с экипажем от аварийной ракеты, увести его в сторону и обеспечить мягкую посадку[3]. Для управления полётом система может задействовать аэродинамические поверхности, например, решётчатые рули. Если запуск проходит нормально, то на второй-третьей минуте после старта часть системы, например, тяжёлый основной двигатель, может быть сброшена. На последующих этапах выведения для спасения корабля будут задействованы другие средства — специальные малые РДТТ, штатные двигатели корабля, штатные механизмы разделения отсеков и парашютная система[2].

При худших сценариях срабатывания системы аварийного спасения экипаж может испытать большие перегрузки вплоть до 20-25g из-за работы двигателей САС или баллистического спуска, если авария произошла на больших скоростях и высотах на поздних этапах выведения[2].

САС активируется за несколько десятков минут до старта[3]. Система срабатывает при команде с земли или автоматически — от собственных датчиков или сигналов от ракеты-носителя.[2]

Невозможность применения классической САС в программе «Спейс Шаттл» потребовала выработки сложной системы аварийных режимов прекращения полёта.

Примечания

  1. [bse.sci-lib.com/article059475.html Аварийного спасения система], Большая советская энциклопедия.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Аварийного спасения система // Космонавтика. Энциклопедия. — М., 1985. — С. 40.
  3. 3,0 3,1 Космические Аппараты, galspace.spb.ru.

См. также

Ссылки