Систематическая ошибка внимания
Систематическая ошибка внимания — это зависимость человеческого восприятия от повторяющихся мыслей[1]. К примеру, люди, которые много размышляют о собственной одежде, чаще обращают внимание и на одежду других людей. В данном случае систематическая ошибка внимания — это ad hoc научный термин.[источник не указан 3416 дней]
Принятие решений
Некоторые когнитивные искажения возникают вследствие феномена систематической ошибки внимания. Например, это происходит, когда человек не обдумывает все возможные варианты развития событий при выносе суждений о чём-либо.[according to whom?] В этом случае он фокусируется только на одной или двух вероятностях, игнорируя все остальные.
Наиболее изученный тип принятия решений при систематической ошибке внимания — это выбор при двух вводных условиях (A и B), которые могут иметь место (P) или не иметь места (N). Следовательно, здесь возможны четыре варианта развития событий: оба условия присутствуют (AP/BP), оба отсутствуют (AN/BN), только A присутствует (AP/BN), только В присутствует (AN/BP).
A присутствует | A отсутствует | |
---|---|---|
B присутствует | AP/BP | AN/BP |
B отсутствует | AP/BN | AN/BN |
В повседневной жизни люди часто становятся жертвами этого типа когнитивного искажения, когда спрашивают себя: «отвечает ли Господь на наши молитвы?»[2] Многие могут сказать «да!» и в качестве аргумента затем говорят «я много раз просил у Господа что-нибудь, и он давал мне» Эти люди принимают и приписывают большую важность информации из ячейки «присутствует/присутствует». При этом человек без систематической ошибки внимания выбрал бы позицию из ячейки «присутствует/отсутствует»: «Давал ли мне когда-нибудь бог то, чего я не просил?» или «Просил ли я у бога что-нибудь и не получил этого?» Этот эксперимент подтверждает выводы Smedslund, что испытуемые просто игнорируют часть таблицы.[3]
Систематическая ошибка внимания также может влиять на фильтрацию входящей информации. К примеру, пациенты с тревожными расстройствами[4] и хроническим болевым синдромом[5] проявляют большее внимание к информации, которая ассоциируется с их насущными проблемами (например, на гневных или страдающих выражениях лиц соответственно). Более того, систематические ошибки внимания в смысле фокуса на позитивных вещах влекут за собой значительные позитивные последствия, такие как усиление социальной вовлеченности и просоциальной активности, уменьшение проблем экстернализации и ослабление эмоциональной изоляции.[6]
Примечания
- ↑ Bar-Haim, Y., Lamy, D., Pergamin, L., Bakermans-Kranenburg, M.
- ↑ Nisbett, R.
- ↑ Jonathan Baron. Thinking and Deciding (неопр.). — Cambridge University Press, 2008. — С. 187. — ISBN 978-1-139-46602-8. Архивная копия от 18 октября 2021 на Wayback Machine
- ↑ (Bar-Haim, Y., Lamy, D., Pergamin, L., Bakermans-Kranenburg, M.
- ↑ Schoth, D.
- ↑ Troller-Renfree, S.; Martin McDermott, J.; Nelson, C.A.; Zeanah, C.H.; Fox, N.A. The effects of early foster care intervention on attention biases in previously institutionalized children in Romania (англ.) // Developmental Science[англ.] : journal. — 2014. — P. 1—10. — doi:10.1111/desc.12261.