Синтетические масла

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Синтети́ческие масла́ — смазочные масла, полученные методами химического или нефтехимического синтеза. Имеют существенные преимущества перед нефтяными маслами (широкий диапазон рабочих температур, устойчивость в вакууме, стойкость к сильным окислителям, отсутствие реакции с резинами), которые позволяют использовать их в сложных условиях, когда нефтяные масла сложно применить: в двигателях современных самолётов, вертолётов и ракет, в высоковольтном электрооборудовании. Применяются также для электроизоляции и в качестве теплоносителей.

Различные типы синтетических масел обладают различными специальными свойствами:

  • слабой зависимостью вязкости от температуры (изопарафиновые, полиорганосилоксановые, полиалкиленгликолевые, эфирные масла);
  • малой испаряемостью (полиорганосилоксановые, полиалкиленгликолевые, пентаэритритовые, хлорфторсодержащие);
  • работоспособностью при низкой температуре (алкилбензольные, полиорганосилоксановые, полиалкиленгликолевые)
  • устойчивостью к воспламенению (на основе эфиров фосфорной кислоты, фтор- и хлорфторсодержащих углеводородов);
  • противоизносными свойствами (пентаэритритовые, полиалкиленгликолевые, полифениловые);
  • устойчивостью к высокой температуре (полиорганосилоксановые, полиалкиленгликолевые, пентаэритритовые, особенно устойчивы полифениловые и фторсодержащие);
  • химической инертностью (полиорганосилоксановые, полиалкиленгликолевые, полифениловые, хлорфторсодержащие);
  • устойчивостью к радиоактивному облучению (полифениловые и хлорфторсодержащие).

Распространение синтетических масел сдерживается в основном их более высокой стоимостью по сравнению с нефтяными маслами[1].

Примечания

  1. Avraham Harnoy. Bearing Design in Machinery: Engineering Tribology and Lubrication. CRC Press, 2002. (англ.) С. 48.

Литература