Перейти к содержанию

Синдром Гешвинда

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Синдром Гешвинда
eMedicine /1186336 

Синдром Гешвинда, также известный как Гасто-Гешвинд, представляет собой группу поведенческих феноменов, проявляющихся у некоторых людей с височной эпилепсией. Он назван в честь одного из первых людей, классифицировавших симптомы, Нормана Гешвинда, чьи работы на эту тему много раз публиковались с 1973 по 1984 гг.[1]. Существует спор о том, является ли это истинным нервно-психическим расстройством или нет[2]. Височная эпилепсия вызывает хронические, лёгкие, интериктальные (то есть между припадками) изменения личности, которые медленно усиливаются с течением времени[1]. Синдром Гешвинда включает в себя пять основных изменений: гиперграфия, гиперрелигиозность, нетипичная (обычно сниженная) сексуальность, обстоятельность и интенсификация психической жизни[3]. Не все симптомы должны присутствовать для постановки диагноза[2]. Только некоторые люди с эпилепсией или височной эпилепсией проявляют признаки синдрома Гешвинда[4].

Особенности

Гиперграфия

Гиперграфия — это склонность к экстенсивному и компульсивному письму или рисованию, которая наблюдалась у людей с височной эпилепсией, переживших множественные припадки[5]. Люди с гиперграфией проявляют чрезвычайное внимание к деталям в своём письме. Некоторые такие пациенты ведут дневники, в которых подробно описывают свою повседневную жизнь. В некоторых случаях эти сочинения демонстрируют крайний интерес к религиозным темам. Эти люди также, как правило, имеют плохой почерк. Великий русский писатель Фёдор Достоевский, известный своей эпилепсией, проявлял признаки синдрома Гешвинда, включая гиперграфию[6]. В некоторых случаях гиперграфия может проявляться компульсивным рисованием[7]. Рисунки пациентов с гиперграфией демонстрируют повторение и высокий уровень детализации, иногда трансформируя письмо с рисунком[8].

Гиперрелигиозность

Некоторые люди могут проявлять гиперрелигиозность, характеризующуюся повышенными, обычно интенсивными, религиозными чувствами и философскими интересами[9], а пациенты с частичной (височной долей) эпилепсией, испытывающие частые ауры, воспринимаемые как нуминозные по своему характеру, проявляют большую иктальную и интериктальную духовность[10]. Некоторые ауры включают в себя экстатические переживания[11]. Сообщалось, что многие религиозные лидеры проявляют эту форму эпилепсии[12][13]. Эти религиозные чувства могут мотивировать убеждения в рамках любой религии, включая вуду[14], христианство, ислам[15] и другие. Более того, «у человека с ярко выраженным религиозным происхождением гиперрелигиозность может проявляться как глубоко ощущаемый атеизм»[16][17]. Есть сообщения о пациентах, переходящих из одной религии в другую[18]. Некоторые пациенты интернализируют свои религиозные чувства: когда их спрашивают, религиозны ли они, они отвечают, что нет[19]. Один из рецензентов пришёл к выводу, что доказательства связи между височной эпилепсией и гиперрелигиозностью «не очень убедительны»[20].

Нетипичная сексуальность

Люди с синдромом Гешвинда сообщали о более высоких показателях атипичной или изменённой сексуальности[21]. Примерно у половины пострадавших лиц отмечается гипосексуальность[22][23]. Реже сообщалось о случаях гиперсексуальности[24].

Обстоятельства

Люди, которые демонстрируют обстоятельность (или вязкость), склонны продолжать разговор в течение длительного времени и говорить однообразно[25].

Усиленная умственная жизнь

Индивидуумы могут демонстрировать усиленную психическую жизнь, включая углубленные когнитивные и эмоциональные реакции. Эта тенденция может сочетаться с гиперграфией, приводя к плодовитому творчеству и склонности к интенсивным, одиноким занятиям.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 (2009) «Norman Geschwind's contribution to the understanding of behavioral changes in temporal lobe epilepsy: The February 1974 lecture». Epilepsy & Behavior 15 (4): 417–24. doi:10.1016/j.yebeh.2009.06.006. PMID 19640791.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 (1991) «The Geschwind syndrome». Advances in Neurology 55: 411–21. PMID 2003418.
  3. (2003) «Psychopathological profile in patients with severe bilateral hippocampal atrophy and temporal lobe epilepsy: Evidence in support of the Geschwind syndrome?». Epilepsy & Behavior 4 (3): 291–297. doi:10.1016/S1525-5050(03)00084-2. PMID 12791331.
  4. Benson, D.F. & Hermann, B.P. (1998) Personality disorders. In J. Engel Jr. & T.A. Pedley (Eds.) Epilepsy: A comprehensive textbook. Vol. II (pp.2065-2070). Philadelphia: Lippincott-Raven.
  5. (2012) «Comparison of personality characteristics on the Bear-Fedio Inventory between patients with epilepsy and those with non-epileptic seizures.». The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences 24 (1): 47–52. doi:10.1176/appi.neuropsych.11020039. PMID 22450613.
  6. Hughes, John R (2005). «The idiosyncratic aspects of the epilepsy of Fyodor Dostoevsky.». Epilepsy & Behavior 7 (3): 531–8. doi:10.1016/j.yebeh.2005.07.021. PMID 16194626.
  7. (February 1982) «The lateralising significance of hypergraphia in temporal lobe epilepsy». Journal of Neurology, Neurosurgery, and Psychiatry 45 (2): 131–8. doi:10.1136/jnnp.45.2.131. PMID 7069424.
  8. Michael, Michael Jeffrey Aminoff. Neurology and General Medicine. — P. 597.
  9. (2009) «Norman Geschwind's contribution to the understanding of behavioral changes in temporal lobe epilepsy: the February 1974 lecture.». Epilepsy & Behavior 15 (4): 417–24. doi:10.1016/j.yebeh.2009.06.006. PMID 19640791.
  10. (2011) «Numinous-like auras and spirituality in persons with partial seizures.». Epilepsia 52 (3): 640–6. doi:10.1111/j.1528-1167.2010.02957.x. PMID 21395568. “Epilepsy patients with frequent numinous-like auras have greater ictal and interictal spirituality of an experiential, personalized, and atypical form, which may be distinct from traditional, culturally based religiosity.”
  11. (2014) «Ictal alterations of consciousness during ecstatic seizures.». Epilepsy & Behavior 30: 58–61. doi:10.1016/j.yebeh.2013.09.036. PMID 24436968. “Patients with ecstatic epileptic seizures report an altered consciousness, which they describe as a sense of heightened perception of themselves - they "feel very present"- and an increased vividness of sensory perceptions”
  12. (2013) «A retrospective diagnosis of epilepsy in three historical figures: St Paul, Joan of Arc and Socrates.». Journal of Medical Biography 21 (4): 208–11. doi:10.1177/0967772013479757. PMID 24585826.
  13. (2011) «[Epilepsy and religion].». Tidsskrift for den Norske Lægeforening 131 (13–14): 1294–7. doi:10.4045/tidsskr.10.1049. PMID 21725389.
  14. (1999) «Epilepsy and Religious Experiences: Voodoo Possession». Epilepsia 40 (2): 239–241. doi:10.1111/j.1528-1157.1999.tb02081.x. PMID 9952273.
  15. Stephen, M.D. Salloway. The Neural Substrates of Religious Experience // The Neuropsychiatry of Limbic and Subcortical Disorders. — American Psychiatric Publications, 1997. — ISBN 978-0880489423.
  16. Heilman, Kenneth M. Clinical Neuropsychology : [англ.] / Kenneth M. Heilman, Edward Valenstein. — Oxford University Press, 13 October 2011. — P. 488. — «Studies that claim to show no difference in emotional makeup between temporal lobe and other epileptic patients (Guerrant et. al., 1962; Stevens, 1966) have been reinterpreted (Blumer, 1975) to indicate that there is, in fact, a difference: those with temporal lobe epilepsy are more likely to have more serious forms of emotional disturbance. This "typical personality" of temporal lobe epileptic patient has been described in roughly similar terms over many years (Blumer & Benson, 1975; Geschwind, 1975, 1977; Blumer, 1999; Devinsky & Schachter, 2009). These patients are said to have a deepening of emotions; they ascribe great significance to commonplace events. This can be manifested as a tendency to take a cosmic view; hyperreligiosity (or intensely professed atheism) is said to be common.». — ISBN 9780195384871.
  17. LaPlante, Eve. Seized: Temporal Lobe Epilepsy as a Medical, Historical, and Artistic Phenomenon : [англ.]. — Open Road Distribution, 22 March 2016. — P. 181. — ISBN 9781504032773.
  18. (1970) «Sudden religious conversions in temporal lobe epilepsy.». The British Journal of Psychiatry 117 (540): 497–507. doi:10.1192/bjp.117.540.497. PMID 5480697.
  19. (1972) «The Interictal Behavior Syndrome of Temporal Lobe Epilepsy». Archives of General Psychiatry 32 (12): 1580–1586. doi:10.1001/archpsyc.1975.01760300118011. PMID 1200777.
  20. Craig Aaen-Stockdale (2012). «Neuroscience for the Soul». The Psychologist 25 (7): 520–523.
  21. (2008) «Epilepsy and sexuality». Seizure 17 (2): 127–130. doi:10.1016/j.seizure.2007.11.009. PMID 18180175.
  22. (2006) «Sexuality in men and women with epilepsy.». CNS Spectrums 11 (8 Suppl 9): 13–8. doi:10.1017/S1092852900026717. PMID 16871133.
  23. (2003) «Psychopathological profile in patients with severe bilateral hippocampal atrophy and temporal lobe epilepsy: evidence in support of the Geschwind syndrome?». Epilepsy & Behavior 4 (3): 291–297. doi:10.1016/s1525-5050(03)00084-2. PMID 12791331.
  24. (2007) «Sexual function in men and women with neurological disorders.». Lancet 369 (9560): 512–25. doi:10.1016/s0140-6736(07)60238-4. PMID 17292771.
  25. Devinsky, Orrin. Personality disorders in epilepsy // Psychiatric Issues in Epilepsy: A Practical Guide to Diagnosis and Treatment / Orrin Devinsky, Vorkas, Charles, Barr, William. — Lippincott Williams & Wilkins, 2006. — ISBN 978-0781785914.

См. также

Ссылки

  • Barr W. Is there an epileptic personality?
  • Waxman S., Geschwind N.: The interictal behavior syndrome of temporal lobe epilepsy. Arch Gen Psychiatry 1975; 32:1580-1586
  • Синдром Гасто-Гешвинда.] Пер. с англ. Н. Д. Фирсовой (2019)