Симфония (теория)
Симфо́ни́я (от греч. συμφωνία — «созвучие», «согласие»); также симфония властей — православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и Обществом[1], заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти[2], в идеале находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественным и человеческим естеством и божественной и человеческой волями Христа, «нераздельны и неслиянны». В отличие от толкования монофелитами, симфония является только идеалом, и из принципа симфонии не следует, что воля православного государства всегда совпадает с волей Бога.
Хотя фактически подобные отношения между Империей и Церковью восходят к императору Константину Великому, автором концепции обычно считают императора Юстиниана I, который первым её сформулировал в 6-й Новелле для Патриарха Епифания (535):
«Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство (ἱερωσύνη) и царство (βασιλεία), из которых первое заботится о Божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём (συμφωνία τις ἀγαθὴ), что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем».[3]
Император Иоанн I Цимисхий (ок. 925—976) писал: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней — заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности.»[4]
В реализации симфонии властей в исторической действительности неизбежны некоторые отклонения от умозрительного идеала. По мнению священника Стенли Харакаса (Stanley Samuel Harakas; Американской архиепископии Константинопольского Патриархата)[5], в «наше время» (XX век) нет предположений об осуществлении концепции симфонии и «самое большее, она являет „невозможный идеал“ в современном мире».
Отклонение, когда считающая себя православной государственная власть господствует над церковной иерархией, квалифицируют как цезаропапизм. Последний наиболее ярко проявлялся в Византии в последние десятилетия её существования, после заключения в 1380-х годах императором Иоанном V Палеологом конкордата с Патриархатом[6]. Аналогичную власть над иерархией Российской Церкви имели российские императоры в синодальный период её истории, где подчинённое положение духовенства усугублялось отсутствием патриаршего возглавления. Последнее было упразднено в ходе церковной реформы Петра I в начале XVIII века.
Противоположное уклонение, когда церковная власть притязает на политическое господство в стране или над странами именуют папоцезаризмом (См. Папство).
В рамках Симфонии властей цезаропапизм считается языческим отклонением от нормы.
В документе «Об отношениях Церкви и государства», выработанном в 2005 году на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом, отмечалось:
Симфония предполагает предоставление Церкви и верующим условий для свободной церковной жизни, ведущей верующих к вечному спасению, «да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2). Поскольку, по слову Божию, «мир во зле лежит» (1 Ин. 5. 19), идеал такой симфонии никогда в полной мере не осуществлялся[7].
2 февраля 2009 года в Большом Кремлёвском дворце Президент России Д. А. Медведев дал приём (официальный банкет[8]) для архиереев РПЦ, перед которым Патриарх Кирилл в своей речи, в частности, говорил о «симфонии» как своём ви́дении идеальных отношений между Церковью и государством[9][10].
Примечания
- ↑ Император Юстиниан: истоки симфонии Церкви и общества // Татьянин день
- ↑ Церковь и государство Архивная копия от 21 августа 2014 на Wayback Machine. //Социальная концепция РПЦ.
- ↑ Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. СПб., 1911, Т. 1, стр. 681—682.
- ↑ Цит. по: IV. Развитие теории папского верховенства и дальнейшее расхождение Церквей. Апогей могущества Византии. Крещение Руси. События 1054 г. Глава из книги Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.
- ↑ Stanley S. Harakas. Living the Faith: The Praxis of Eastern Orthodox Ethics. Minneapolis: Light and Life Publishing Company, 1993, стр. 260.
- ↑ Steven Runciman. The Great Church in Captivity. Cambridge University Press, 1988, стр. 71.
- ↑ Документы, выработанные на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 апреля 2015. Архивировано 11 апреля 2015 года.
- ↑
- Патриарх Кирилл призвал Церковь и государство к взаимодействию // NEWSru, 02.02.2009 г.
- Miedwiediew: Państwo będzie wspierało Cerkiew Архивировано 6 октября 2012 года. // Gazeta Wyborcza, 02.02.2009 г.
- ↑ Черняев А. В. Патриарх Кирилл как новый Никон. Заметки к годовщине интронизации // Независимая газета : газета. — 3.02.2010.
- ↑
- Архипастыри — участники Поместного Собора присутствовали на приеме в Георгиевском зале Большого кремлевского дворца // Патриархия.ru, 02.02.2009 г.
- Приём от имени Президента России в честь архиереев — участников Поместного собора Русской православной церкви Архивировано 23 октября 2013 года. // Kremlin.ru, 02.02.2009 г.
См. также
Ссылки
- Государство, Церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы. Обращение патриарха Алексия II к организаторам и участникам конференции.
- Малер А. Возвращение к Симфонии. Агентство политических новостей, 30.04.2005.
- Протоиерей Владислав Цыпин. VII. Взаимоотношения Православной церкви с инославными Церквями, нехристианскими религиями и с государствами // Курс церковного права : Учеб. пособие / Изд. Круглый стол по религиоз. образованию в Рус. Православ. Церкви. — Клин : Христиан. жизнь, 2004. — 700, [3] с.