Перейти к содержанию

Симон-кожевник

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Симон из Афин, кожевник
греч. Σίμων Ἀθηναῖος, σκυτοτόμος
Страна Древние Афины

Симон (греч. Σίμων, V в. до н. э.) — афинский ремесленник, известный благодаря своей дружбе с Сократом.

Исторические свидетельства

Основные сведения о Симоне сообщает историк III в. н. э. Диоген Лаэртский в своём труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»:

Когда Сократ приходил в его мастерскую и о чем-нибудь беседовал, то он делал записи обо всем, что мог запомнить; поэтому диалоги его называют «кожевничьими». Именно он, говорят, первый стал сочинять сократические диалоги[1].

Афинские граждане нередко проводили свободное время в лавочках в окрестностях Агоры. Здесь также собиралась молодёжь, поскольку старшее поколение неодобрительно относилось к её присутствию на самой Агоре. Известно, что Сократ часто общался с молодёжью, поэтому и возможность регулярного посещения им мастерской Симона вполне закономерна[2].

Согласно Диогену Лаэртскому, Симон также был знаком с Периклом:

Перикл обещал давать ему на жизнь и вызвал его к себе, но он ответил, что речь его вольна и не продажна[1].

Известно, что в числе сочинений Федона, ученика Сократа, были диалоги «Симон» и «Кожевничьи речи»[3], которые не сохранились.

Симон также упоминается в «Письмах философов», которые представляют собой подделку, вероятно, I—III века н. э.[4]

Плутарх в «Моралиях» (конец I — начало II в. н. э.) замечает, что всякий человек, нуждающийся в философии, сказал бы, что хотел бы стать Симоном-кожевником, чтобы иметь возможность пообщаться с такими философами, как Сократ[5].

Синезий Киренский в трактате «О жизни по Диону» (404 г.) отмечает: «Даже Симон кожевник отнюдь не собирался безоговорочно соглашаться с Сократом, но требовал обосновать каждое из его положений»[6].

Среди исследователей нет общего мнения относительно реальности Симона. Существует мнение, что он является вымышленным литературным персонажем. Одним из основных аргументов в пользу этого является тот факт, что он ни разу не упоминается ни в сочинениях Платона, ни в сочинениях Ксенофонта[7][8]. По одной из версий, образ Симона был придуман Федоном[7][8]. Но, по мнению других исследователей, Симон — реальное историческое лицо[8].

Сочинения

Диоген Лаэртский приводит названия 33 диалогов Симона, которые были собраны в одну книгу или свиток[1][9]. Ни один из них не сохранился[2].

  • «О богах» (Περι θεων)
  • «О благе» (Περι του αγαθου)
  • «О прекрасном» (Περι του καλου)
  • «Что есть прекрасное?» (Tι το καλον)
  • «О справедливом» — два диалога (Περι δικαιου πρωτον, δευτερον)
  • «О том, что добродетели нельзя научить» (Περι αρετης οτι ου διδακτον)
  • «О мужестве» — три диалога (Περι ανδρειας πρωτον, δευτερον, τριτον)
  • «О законе» (Περι νομου)
  • «О предводительстве над народом» (Περι δημαγωγιας)
  • «О чести» (Περι τιμης)
  • «О поэзии» (Περι ποιησεως)
  • «О восприимчивости» (Περι ευπαθειας)
  • «О любви» (Περι ερωτος)
  • «О философии» (Περι φιλοσοφιας)
  • «О науке» (Περι επιστημης)
  • «О музыке» (Περι μουσικης)
  • «Что есть прекрасное?» (Tι το καλον)
  • «О знании» (Περι διδασκαλιας)
  • «О собеседовании» (Περι του διαλεγεσθαι)
  • «О суждении» (Περι κρισεως)
  • «О бытии» (Περι του οντος)
  • «О числе» (Περι αριθμου)
  • «Об усердии» (Περι επιμελειας)
  • «О труде» (Περι του εργαζεσθαι)
  • «О стяжательстве» (Περι φιλοκερδους)
  • «О похвальбе» (Περι αλαζονειας)
  • «О прекрасном» (Περι του καλου)
  • «О совете» (Περι του βουλευεσθαι)
  • «О разуме, или О необходимом» (Περι λογου η Περι επιτηδειοτητος)
  • «О дурном поведении» (Περι κακουργιας)

Исследователи выдвигали различные предположения относительно содержания этих диалогов.

По мнению В. Н. Карпова «записки Симона, если только, веря Диогену, мы не будем сомневаться в самом их существовании, вовсе не имели формы диалогической, но были самыми краткими и лёгкими очерками содержания бесед Сократовых, хотя, может быть, сохраняли в себе больше сократического характера, чем сколько выразилось его в упомянутых диалогах»[10].

По оценке Роберта Брамбо, размер каждого из диалогов Симона не превышал двух страниц Стефана[англ.][11].

Археологическая находка

В 1954 году при раскопках в окрестностях Агоры группа археологов из Американской школы классических исследований[англ.] обнаружила остатки дома ремесленника, в котором были найдены инструменты для изготовления обуви, а также фрагменты килика, на котором была надпись «Симон» — имя его владельца. Находка датируется V в. до н. э. По мнению ряда исследователей, нельзя исключать возможности того, что это был дом Симона-кожевника, друга Сократа. Другие исследователи оспаривают это предположение[2][12].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Диоген Лаэртский, 1979, с. 142—143.
  2. 2,0 2,1 2,2 Суриков, 2011, с. 105—106.
  3. Диоген Лаэртский, 1979, с. 137.
  4. А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. Письма философов // Платон. Аристотель. — 3-е изд., испр. и доп.. — М.: Молодая гвардия, 2005. — С. 356—357. — 392[8] с. — (Жизнь замечательных людей; Сер. биогр.; Вып. 947). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02830-9.
  5. J. Sellars Simon the Shoemaker and the Problem of Socrates. — P. 258, 268.
  6. Епископ Синезий Киренский. Трактаты и гимны. Азбука веры. Дата обращения: 29 июня 2019. Архивировано 29 июня 2019 года.
  7. 7,0 7,1 J. Sellars Simon the Shoemaker and the Problem of Socrates. — P. 254.
  8. 8,0 8,1 8,2 R. F. Hock Simon the Shoemaker as an ideal Cynic. — P. 41.
  9. Διογένους Λαερτίου. Bίοι Φιλοσοφων (греч.). — ΓEΩPΓIAΔH-«BIBΛIOΘHKH TΩN EΛΛHNΩN», 2009. — Т. Tομος B. — С. 30—33. — ISBN 978-960-316-434-0.
  10. Карпов В. Н. Сочиненія Платона, переведенныя съ греческаго и объясненныя профессором Карповым. — СПб.—М., 1863—1879. — Т. VI. — С. 535.
  11. J. Sellars Simon the Shoemaker and the Problem of Socrates. — P. 256.
  12. Kahn, Charles H. Plato and the Socratic Dialogue : the Philosophical Use of a Literary Form (англ.). — Cambridge University Press, 2000. — P. 10. — ISBN 9780521648301.

Литература

Ссылки