Сидельников, Александр Васильевич
Александр Сидельников | |
---|---|
Профессия | кинорежиссёр |
Награды | Ника — 1993 |
Александр Васильевич Сидельников (7 апреля 1955, Волхов мост — 4 октября 1993, Москва) — советский и российский режиссёр документального кино. Дважды лауреат премии «Ника».
Биография
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Родился в 1955 году на станции Волхов Мост Чудовского района Новгородской области в семье учителей. Отец Василий Алексеевич Сидельников и мать Нина Ивановна Попова преподавали в восьмилетней школе посёлка Волхов мост. Среднее образование Александр получил в г. Чудово в средней школе № 1 им. Н.А. Некрасова. Учился на режиссёрском факультете Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской.
В 1977 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская научно-популярного кино А.М.Згуриди), который окончил в 1982 году. Работал на киностудии «Леннаучфильм». Документальное кино было его призванием. Со своей съёмочной группой Александр Сидельников побывал в самых напряжённых районах страны: Арал, Магадан, радиационный полигон Челябинска, заражённые Чернобылем районы Брянской области[1].
Погиб в 38 лет на съёмках документального фильма о событиях 1993 года в Москве во время штурма Белого дома[1].
В 1993 году на фестивале «Золотой Витязь» была учреждена Премия им. Александра Сидельникова «За лучшую режиссуру».
Памяти Александра Сидельникова посвящены несколько фильмов. В 1993 году режиссёр Николай Макаров снял телефильм «Жизнь и смерть Александра Сидельникова, кинорежиссёра». Вдова Александра Сидельникова Валентина Гуркаленко посвятила личности и творчеству режиссёра фильм «Петербургский романс–3. Свидание с вечностью». В него вошли также последние видеокадры, снятые кинематографистом в день гибели[1].
Творчество
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
1992 год стал вершиной короткой творческой жизни Александр Сидельников — на экраны вышел его предпоследний и самый объемный фильм «Вологодский романс». Он, как и «Компьютерные игры», был удостоен премии «Ника» в категории научно-популярный фильм[1].
В наиболее общем, философско-мировоззренческом плане, все картины Александра Сидельникова — суть образы-логосы русской идеи в её христианском понимании. На экране не понятия и не формулировки — перед нами сама предметная реальность этой идеи, выстроенная как наличный русский культурно-исторический и даже бытовой космос. Собственно, это и есть генеральный содержательный замысел (пафос) и сквозное сюжетное действие (повествование) его кино, по отношению к которым конкретное фабульное функционирование отдельных лиц и эпизодов выступает как их документальное (в том числе документально-музыкальное) оснащение. Авторское документально-художественное кино Александра Сидельникова — это кинематографическая формула вечной (идеальной) России[1].
Работы
- 1978 — Русские народные промыслы
- 1979 — Воздух в природе
- 1981 — Пристань (игровой)
- 1981 — Техника безопасности транспортных рабочих
- 1982 — Чудо-корень
- 1983 — Транспорт в СССР
- 1984 — Межхозяйственное предприятие по производству кормов
- 1985 — Снился мне сад
- 1986 — Монолог о сущности машин. Лев Кошкин
- 1987 — Компьютерные игры
- 1989 — Преображение
- 1990 — Отечество нам Царское Село
- 1990 — Полигон
- 1992 — Вологодский романс
- 1993 — Петербургский романс. Валерий Агафонов
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Александр Казин. Образ и логос (Авторское документальное кино Александра Сидельникова: философско-эстетический анализ) . Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.