Сетер, Мордехай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мордехай Сетер
Основная информация
Имя при рождении Марк Староминский

Мордехай Сетер (ивр.מרדכי סתר‏‎; 26 февраля 1916, Новороссийск — 8 августа 1994, Тель-Авив) — израильский композитор, лауреат Государственной премии Израиля (1965).

Биография

Родился в Новороссийске в 1916 году, в 1926 году вместе с семьёй переехал на территорию подмандатной Палестины. В 1932—1937 годах учился в Нормальной школе музыки в Париже, cреди учителей Сетера были Лазар Леви (фортепиано), Жорж Дандло (теория), Надя Буланже и Поль Дюка (композиция). После возвращения в Тель-Авив преподавал. С 1951 года работал в консерватории Израиля (ныне — музыкальная школа Бухманна-Меты[en]), где в 1972 году получил место профессора. Вышел на пенсию в 1985 году[1][2].

Творчество

Мордехай Сетер начал свою творческую биографию как автор вокальных сочинений. В поисках оригинального стиля композитор сочетал полифонические техники эпохи Возрождения, усвоенные им во время учёбы у Буланже, и мелодии и ритмы литургической музыки сефардов и йеменских евреев. Так, в Мотетах (1940) Сетер использовал традиционные литургические мелодии, заимствованные из сборников Авраама Идельсона, в качестве cantus firmi[3][4]. В этот период Сетер был близок к композиторам Александру Босковичу и Эдёну Партошу, эмигрировавшим в Палестину из Венгрии. Композиторов объединяли общие взгляды на соотношение местной культуры и академической музыки: находясь под влиянием творчества Бартока и Стравинского, Сетер, Боскович и Партош были убеждены, что музыка израильских композиторов должна отражать местный мелос и ритмику, обладать культурной самобытностью[5].

Сетер неоднократно писал музыку для балетных постановок. Среди хореографов, работавших с композитором, были Марта Грэм, выступившая автором либретто для балетов «Легенда о Юдифи» (1962), «В мечтах и наяву» (1962) и «Роковой камень» (1974), и Сара Леви-Танай, поставившая балеты «Добродетельная жена» и «Полуночная молитва» (оба — 1957)[1]. «Полуночную молитву» Сетер впоследствии расширил и переработал в ораторию для солиста, трёх хоров и оркестра. Оратория принесла композитору награду Prix Italia и Государственную премию Израиля[6].

Либретто «Полуночной молитвы» было написано писателем Мордехаем Табибом, который почти целиком составил его из фрагментов других текстов (в том числе, либретто включает отрывки из Библии и еврейской религиозной поэзии XVII века). Действие сочинения разворачивается в душе иудея, переживающего мистические видения во время одинокой полуночной молитвы[en]. В соответствии с содержанием этого ритуала произведение открывает плач о рассеянии евреев, однако в кульминации текст либретто отступает от исходной молитвы: ораторию завершает «Аллилуйя», посвященная восстановлению Иерусалимского храма и национальному искуплению. В оратории молящийся иудей представлен солистом, в то время как хоры отображают действующих лиц видений: Легенду, Народ и Глас с небес. При этом каждому из хоров соответствует особый музыкальный стиль. Хор, отображающий Легенду, исполняет украшенные мелизмами речитативы, напоминающие литургическую музыку, Народ представлен традиционными мелодиями йеменских евреев, исполняемыми в гомофонном складе, а Глас с небес отображён полифоническим пением в ренессансном стиле[7][8][9].

Внешние изображения
Лад, использованный в симфонии «Иерусалим»

Начиная с 1970-х годов, Сетер сосредоточился на сочинении камерной и фортепианной музыки. В этот период Сетер продолжил разрабатывать оригинальные лады, обычно включающие от 12 до 25 ступеней — ранее подобные звукоряды он использовал в симфонических произведениях «Полуночная молитва» и «Иерусалим» (1966)[6][10]. Так, в «Иерусалиме» ступени лада были сгруппированы в четыре пентахорда, разделённые дважды увеличенными примами[11]. В то же время Сетер отказался от использования фольклорных мелодий, а за его творчеством закрепилась репутация абстрактной музыки, не выражающей национальную самобытность. Израильский композитор и дирижёр Михаэль Вольпе[he] объяснял интровертный стиль позднего творчества Сетера неприятием, которое вызвала у композитора общая эйфория, последовавшая за победой Израиля в Шестидневной войне[12][13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сетер Мордехай — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Mordecai Seter (англ.). The National Library of Israel. Дата обращения: 12 ноября 2020. Архивировано 16 марта 2021 года.
  3. (1989) «East And West In The Motets By Mordecai Seter, 1951». Proceedings of the World Congress of Jewish Studies II: 181–183. ISSN 0333-9068.
  4. Golomb, Seter, 2019, pp. 3—4.
  5. Seter, Ronit (2014). «Israelism: Nationalism, Orientalism, and the Israeli Five». The Musical Quarterly 97 (2): 269–271. ISSN 0027-4631.
  6. 6,0 6,1 Seter R. Seter, Mordecai (англ.). Encyclopedia.com. Encyclopaedia Judaica. Дата обращения: 16 ноября 2020. Архивировано 29 апреля 2021 года.
  7. Golomb, Seter, 2019, p. 11.
  8. Ringer, Alexander L. (1965). «Musical Composition in Modern Israel». The Musical Quarterly 51 (1): 290–291. ISSN 0027-4631.
  9. Sheked Y. Mordecai Seter, Midnight Vigil. American Symphony Orchestra (1 июня 2009). Дата обращения: 2 января 2021.
  10. Seter R. Mordechai Seter (англ.). Jewish Music Research Centre. Дата обращения: 1 декабря 2020. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  11. Fleisher R. Twenty Israeli Composers: Voices of a Culture. — Detroit : Wayne State University Press, 2018. — P. 116—117. — doi:10.1353/book.61467.
  12. Golomb, Seter, 2019, p. 5.
  13. Haggai Hitron. May the music continue. Haaretz.com (28.09.2006). Дата обращения: 17 января 2021.

Литература

  • Golomb U. Mordecai Seter’s Midnight Vigil (Tikkun Ḥatzot, 1961): Deconstructing Israelism, National and Biographical Myths / Golomb U., Seter R. // Journal of Musicological Research. — 2019. — Vol. 38, no. 3—4. — P. 329–347. — ISSN 0141-1896. — doi:10.1080/01411896.2019.1649543.
  • Shelleg A. Imploding Signifiers: Exilic Jewish Cultures in Art Music in Israel, 1966–1970 // Hebrew Studies. — 2019. — Vol. 60, no. 1. — P. 255–291. — doi:10.1353/hbr.2019.0000. — JSTOR 26833116.