Серрос

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город майя
Серрос
исп. Cerros
Руины СерросаРуины Серроса
Страна Белиз
Основан ок. 400 до н. э.
Разрушен ок. 400 г. н. э.
Причины разрушения заброшен
Состав населения майя
Современная локация устье Нью-Ривер, Коросаль, Белиз
18°21′30″ с. ш. 88°21′07″ з. д.HGЯO

Серрос (исп. Cerros) — археологический памятник, бывшее поселение восточно-низменных майя на севере современного Белиза, которое функционировало с позднего предклассического до постклассического периода. Это место достигло своего апогея во время поздней предклассической эры в Мезоамерике и на пике его численности насчитывало примерно 1089 человек[1]. Участок стратегически расположен на полуострове в устье реки Нью-Ривер, где она впадает в Коросальский залив в бухте Четумаль у Коросаля на Карибском побережье. Таким образом, место имело доступ и служило промежуточным звеном между прибрежным торговым путём, огибавшим полуостров Юкатан, и общинами внутри страны. Жители Серроса построили обширную систему каналов и занимались земледелием на возвышенностях.

Описание

Центр участка непосредственно примыкает к заливу и состоит из нескольких относительно крупных структур и ступенчатых пирамид, комплекса акрополя и двух площадок для игры в мяч. С южной стороны участка расположена сеть каналов в форме полумесяца, которая окружает центральную часть участка и несколько возвышенностей. Жилые постройки продолжаются за пределами канала, обычно расходясь на юго-запад и юго-восток; приподнятые поля также присутствуют за пределами системы каналов[2].

История

С момента своего возникновения в позднюю предклассическую эру, около 400 г. до н. э., на месте Серроса была небольшая деревня фермеров, рыбаков и торговцев[3]. Они использовали его плодородные почвы и лёгкий доступ к морю, производя и продавая продукты другим майя в этом районе. Около 50 г. до н. э., когда их экономика была на подъёме, они начали экспериментировать с идеей царствования, жители Серроса инициировали грандиозную программу обновления города, закопав свои дома, чтобы освободить место для группы храмов и площадей.

Первым из новых построек было сооружение 5С-2, которое стало самым известным архитектурным сооружением на этом месте. Выровненный спиной к краю бухты Четумаль[4], сооружение отмечало самую северную точку священной оси север-юг этого места, которая была дополнена площадкой для игры в мяч (сооружение 50), которая находится в самой южной точке. Когда короли умирали и приходили другие, в их честь строились новые храмы. Последние существенные постройки на этом месте (сооружение 3А-1) были построены примерно в 100 г. н. э., а многие другие постройки, по-видимому, были заброшены до этого. Во время позднего предклассического периода Серрос перестал быть центром элитарной деятельности, но продолжал оставаться местом повседневной жизни[5]. С тех пор любое новое строительство, вероятно, ограничивалось внешней жилой зоной, поскольку население начало резко сокращаться[6].

Не считая небольшой активности в конце позднего классического периода в качестве деревенской общины, Серрос был заброшен с 400 г. н. э. Это некогда славное место было оставлено в руинах и оставалось практически незамеченным, пока Томас Ганн не упомянул о «смотровых» курганах вдоль побережья в 1900 году, вызвав интерес к этому месту[7].

Современное состояние

Большая часть участка остается неисследованной. До Серроса можно добраться по гравийной дороге из города Коросаль. На территории отеля есть сотрудник по археологической информации. Доступ к коллекции, раскопанной в 1970-х годах, доступен через цифровой каталог, составленный Флоридским музеем естественной истории[8].

Галерея

См. также

Примечания

  1. Scarborough 1991:176
  2. Sharer 1994:118-122.
  3. Schele & Freidel 1990:98
  4. Sharer & Traxler 2005:265
  5. Garber 1985:14
  6. Sharer & Traxler 2005:267
  7. Freidel 1986:xv
  8. Cerros Research Online Catalogue

Литература

  • Carr, Helen S. (1985) Subsistence and Ceremony: Faunal Utilization in a Late Preclassic Community at Cerros, Belize. Papers of the Peabody Museum of Archaeology and Ethnology, Harvard University, 77(117), pp. 115—132.
  • Fields, Virginia M. Lords of Creation : The Origins of Sacred Maya Kingship / Fields, Virginia M., Dorie Reents-Budet. — Los Angeles : Scala Publishers, 2005. — ISBN 1-85759-386-3.
  • Freidel, David A. (1979) Culture Areas and Interaction Spheres: Contrasting Approaches to the Emergence of Civilization in the Maya Lowlands. American Antiquity, 44(1), pp. 36-54.
  • Freidel, David A. & Linda Schele (1988) Kingship in the Late Preclassic Maya Lowlands: The Instruments and Places of Ritual Power. American Anthropologist, 90(3), pp. 547—567.
  • Garber, James F. (1983) Patterns of Jade Consumption and Disposal at Cerros, Northern Belize. American Antiquity, 48(4), pp. 800—807.
  • Garber, James F.. Long Distance Trade and Regional Exchange at the Maya Community of Cerros in Northern Belize, Mexicon (1985). pp.13-16

Robertson, Robin A. Archaeology at Cerros Belize, Central America Vol.I, An Interim Report / Robertson, Robin A., David A. Freidel. — Dallas, TX : Southern Methodist University Press, 1986. — ISBN 0-87074-214-0.