Перейти к содержанию

Серова, Валентина Семёновна

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Валентина Семёновна Серова-Немчинова
Портрет матери. Рисунок В. Серова. 1880 г.Портрет матери. Рисунок В. Серова. 1880 г.
Основная информация
Имя при рождении Валентина Семёновна Бергман
Дата рождения 1846(1846)
Дата смерти 1924(1924)
Профессии музыкант, общественный деятель
Жанры опера
Илья Репин. Валентина Серова в образе царевны Софьи. Этюд к картине Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре, 1878[1]

Валентина Семёновна Серо́ва (урождённая Бергман; по второму мужу Немчинова; 1846, Москва — не позднее 26 июня 1924, Москва) — русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель. Первый в России профессиональный композитор-женщина. Супруга композитора и музыкального критика Александра Серова, мать художника Валентина Серова, прообраз царевны Софьи на одноимённой картине И. Е. Репина.

Биография

Родилась в Москве в 1846 году. Её родителям Семёну Яковлевичу Бергману и Августине Карловне Гудзон (переселенцам родом из Гамбурга) принадлежала в Москве небольшая лавка колониальных товаров[2].

В 1862 году Русское музыкальное общество направило её учиться в Санкт-Петербургскую консерваторию в качестве своей стипендиатки, — в класс А. Г. Рубинштейна. Стала брать уроки у Александра Серова, за которого в 1863 году вышла замуж (16 ноября 1863 года в дневнике В. Ф. Одоевского появилась запись: «Серов женился на девушке-музыкантше — стипендиатке Музыкального Общества, которая знает все Баховы фуги наизусть», а 11 января 1864 года он написал: «необходимо охранить это гениальное существо от нигилистского болота, в которое она готова попасть») и оставила учёбу.

В 1867 году стала издавать вместе с мужем журнал «Музыка и театр», который просуществовал один год. В России и за границей познакомилась с Тургеневым, Полиной Виардо, Л. Толстым, Р. Вагнером, Ф. Листом, долгие годы поддерживала дружеские отношения с Репиным, М. Антокольским, Шаляпиным, С. И. Мамонтовым.

После смерти мужа от инфаркта в 1871 году Валентина Семёновна совместно с Н. Ф. Соловьёвым завершила его оперу «Вражья сила» (премьера состоялась в 1875); также издала партитуру оперы «Юдифь», собрала и выпустила в свет 4 тома статей мужа о музыке. Отдала много сил музыкальному просвещению, развитию народной культуры; одна из основательниц и почётный член московского Общества содействия устройству общеобразовательных народных развлечений. В связи с её деятельностью в народе, была под негласным надзором полиции.

Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Написала пять опер: «Уриэль Акоста» (по одноимённой драме К. Гуцкова в переводе П. Вейнберга, либретто П. И. Бларамберга[3]; премьера состоялась 15 апреля 1885 года в Москве, в Большом театре, затем показывалась в Киеве и Санкт-Петербурге), «Мария д’Орваль» (собственное либретто; не была поставлена, считается утраченной), «Мироед» (по повести А. Потехина «Хайдевка»), «Илья Муромец» (собственное либретто; поставлена в Москве на частной сцене оперы Саввы Мамонтова в 1899 году с Шаляпиным в главной роли и потерпела фиаско), «Встрепенулись» (собственное либретто).

П. И. Чайковский об опере «Уриэль Акоста» писал Надежде фон Мекк:

Опера эта — престранное явление в мире искусства. Никак нельзя сказать, чтобы г-жа Серова была вовсе лишена таланта. Я внимательно проиграл оперу, и на каждом шагу встречал хорошо задуманные сцены и отдельные подробности, но <…> она решительно не умеет не только развить вполне мысль, но хотя бы сколько-нибудь сносно изложить её. Никогда ещё я не видел в печати более неуклюжих, безобразных гармоний, такого отсутствия связанности, законченности, такого неизящного и неумелого письма… Г-жа Серова <…> ничему никогда не училась; она даже и грамоты музыкальной не знает. И вот теперь она обратилась ко мне, прося давать ей уроки гармонии, контрапункта, инструментовки и т. д. Я решительно уклонился от этой чести … трудно ожидать, чтобы она исправилась.

Автор ряда статей об оперном искусстве, мемуаров о встречах с Л. Толстым, воспоминаний о муже и сыне:

Семья

Сестра — педагог Аделаида Семёновна Симонович, вместе с мужем — педиатром Яковом Мироновичем Симоновичем — стояла у истоков дошкольного образования в России.

Первый муж — композитор Александр Серов, сын — Валентин Серов.

Второй муж — Василий Иванович Немчинов (1851-1882). Дочь Надежда Васильевна Немчинова (1879-1951), во втором браке за Константином Николаевичем Жилинским[4]. Их сын Дмитрий Константинович Жилинский работал техником-конструктором паротурбинной электростанции треста «Майнефть» и был осуждён по второму делу нефтяников в 1938 году. Его сын Дмитрий Дмитриевич Жилинский стал выдающимся советским художником, признанным классиком при жизни[4].

Примечания

  1. Образ горделивой женщины в «Царевне Софье» художник нашёл, слив воедино эскизные портреты Бларамберг-Апрелевой, портнихи и В. С. Серовой. См.: В.Скляренко о творчестве Ильи Репина
  2. Валентина Серова
  3. Либретто было издано в Санкт-Петербурге в 1883 году, клавир — только в 1892 году издательством А. Б. Гутхейля.
  4. 4,0 4,1 Анна Дьяконицына. Дмитрий Жилинский. Ближний круг. Третьяковская галерея (журнал) № 2 (55). ГТГ (2017).

Литература

Ссылки