Сенежская студия

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Студия дизайна «Сенеж»
Основание 1964
Расположение Союз Советских Социалистических Республик Сенеж (посёлок)
Ключевые фигуры Е. А. Розенблюм,
К. М. Кантор
Отрасль дизайн

Сенежская студия (студия дизайна «Сенеж») — учебно-экспериментальная студия Союза художников, созданная в 1964 году в подмосковном Доме Творчества «Сенеж» под руководством Евгения Розенблюма и Карла Кантора[1]. Сыграла большую роль в развитии теории, творческой практики и педагогики художественного проектирования в сфере промышленного и общественного интерьера, дизайна машин и механизмов, музейной и выставочной экспозиции, в становлении современной школы проектирования развития городской среды[2][3][4][5][6].

История и деятельность

В 1964 году на восточном берегу Сенежского озера близ города Солнечногорска во Всесоюзном Доме Творчества «Сенеж» Союза Художников СССР была создана экспериментальная студия дизайна «Сенеж» под руководством Е. А. Розенблюма и К. М. Кантора[7][8].

За годы работы студии в ней прошли обучение свыше полутора тысяч художников и архитекторов из более чем 50 городов России, стран СНГ, Польши, Германии и Болгарии. Более 70 групп художников участвовали в учебно-творческих семинарах как в Доме творчества «Сенеж», так и в выездных мероприятиях в различных городах СССР и за рубежом.

Проектирование городской среды занимало одно из центральных мест среди проектов Сенежской студии, поскольку многие участники семинаров были именно главными архитекторами и художниками различных российских городов. За время своей работы студией было выполнено около 50 крупных проектов под руководством Евгения Абрамовича Розенблюма. Это проектные разработки формирования и благоустройства исторических и градостроительных центров для Новосибирска, Тихвина, Алма-Аты, Тольяти, Набережных Челнов, Елабуги, Старой Руссы, Ленинграда и других городов. Наиболее известны проекты оформления Дерибасовской улицы в Одессе и Старого Арбата в Москве. Ни один из них не был полностью реализован, однако благодаря тому, что все проекты демонстрировались на выставках, широко обсуждались в печати, благодаря открытости процесса проектирования проектные идеи становились культурной потребностью и формировали проектный потенциал городского дизайна как одного из направлений дизайнерской деятельности

Мария Терентьевна Майстровская, доктор искусствоведения, профессор МГХПА имени С.Г. Строганова[9].

.

В качестве консультантов и лекторов в студию приглашали практиков и теоретиков архитектуры и дизайна, культурологии, истории, экологии и художественной критики: Владимира Аронова, Андрея Бокова, Вячеслава Глазычева[10], Олега Генисаретского, Ларису Жадову, Марка Коника[11], Эльну Орлову и других. В студии появлялись иностранные консультанты: поляки Шимон Бойко, Юзеф Мрощак, Богдан Урбанович[12].

С 1980-х годов «Сенежская студия» работала в Москве в Доме № 5 по Малому Власьевскому переулку[10].

На протяжении более чем 30-летней деятельности участниками Сенежской студии было выполнено множество проектных работ для разных городов, музеев и культурных площадок, среди которых: Олимпиада-80, культурный центр «Космос» (1981), музей Батюшкова в Вологде, музей революции СССР, Государственный музей А. С. Пушкина, музей Ф. М. Достоевского в Новокузнецке, Егорьевский историко-художественный музей и музей-усадьба «Большие Вязёмы», проект по благоустройству Елабуги (1984), «Праздник Севера в Мурманске»; «Благоустройство города Магнитогорска»[5][13]. Далеко не все из них были реализованы.

В 1992 году студия была зарегистрирована в качестве учреждения культуры как «Центральная студия художественно-проектного творчества». Её арт-директором стал Евгений Розенблюм. Студия работала над проектами музеев, усадеб, исторических кварталов Москвы.

Концепция

Работа студии была связана с философской концепцей Г. П. Щедровицкого, одного из основателей Московского логического кружка (1952). Щедровицкий разрабатывал идею самоопределения методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей» и «теоретико-деятельностного подхода» к проектированию. Он предложил новую форму организации «коллективного проективного мышления» — организационно-деятельностные игры (ОДИ). «Участники создавали проекты и модели, предполагающие постоянную трансформацию. Исследовали методику и технику изменений, завершенность не имела значения. Только что созданное признавалось устаревшим и подвергалось разрушению. Творческая личность архитектора-проектировщика также не имела того значения, которое ей придавалось раньше. Это было в полной мере коллективное творчество, и формообразование как „длящаяся система“»[14].

В Сенежской студии (с 1967 г. Центральная учебно-экспериментальная студия художественного проектирования) дизайнеры занимались не только конструированием различных объектов, но и рисованием, живописью, фотографией. Главная идея заключалась в создании целостного художественного пространства, пригодного для всех сторон творческой деятельности. По концепции Розенблюма, основой проектирования является художественное творчество и изобразительное искусство — источник проектных образов. В этом «концепция Сенежа» противостояла классической идеологии дизайна, например, Ульмской школы Томаса Мальдонадо. Объект в «системе взаимозависимостей» (понятие, замещающее старый термин «функция») превращается в бинарную оппозицию «человек — вещь», под которой подразумевается комплекс ценностных социокультурных отношений. В «художественном проектировании», по убеждению Розенблюма, содержится не только конструирование, но и его философское осмысление. Один и тот же предмет может приобретать различные вещные значения в зависимости от контекста; помещенный в конкретное пространство, он становится полифункциональным и полисемантичным. Вещь — «это очеловеченный предмет». Соответственно все члены общества — проектировщики, заказчики, потребители — становятся участниками средового дизайна, стремясь «покинуть башню из слоновой кости». «Как в эйнштейновской физике пространство есть функция движения материи, так и в современной культуре пространство — функция человеческого существования», — утверждал руководитель студии. Иными словами, переход от функциональной конструкции к символическому значению форм наделяет эти формы новым иконологическим смыслом. Отсюда понятия «открытой формы» и проектирование не вещей, а ситуаций, «сюжетов», в которых эти вещи «оживают»[15].

Новое направление программного дизайна декларировало творческий метод, основанный на дизайн-концепции — «проектном высказывании» дизайнера о смысле и образе будущего объекта ещё до начала проектирования. Дизайн-концепция представляет собой не решение какой-либо практической задачи, а вопрос, ответ на который потребует разработки в последующем. Такой подход предполагает особенную, эвристическую методику («мозговой штурм», алгоритм «проб и ошибок», «путь лабиринта», моделирование нестандартных ситуаций, создание «многомерных матриц», «сократические беседы» и дискурсивный полилог). Формирование дизайн-программ требует подготовительной аналитической работы, эрудиции участников, владения вербальными и визуальными способами проектирования, средствами макетирования и моделирования (графической и предметно-пространственной композиции), организации взаимодействия представителей разных профессий.

В начале 1980-х гг. К. М. Кантор выдвинул концепцию «свободного целеполагания», реализуемого в особом проектном языке, противопоставляемом традиционному инженерному проектированию («инжинирингу»), связанному с задачами конкретного производства. В книге «Правда о дизайне» (1996) он одним из первых включил понятие проектности в понятие духовной культуры. Кантор, в то время сотрудник ВНИИТЭ и заместитель главного редактора журнала «Декоративное искусство СССР», разрабатывал идею проектона — «объективно-субъективного зародыша» будущей проектной идеи, способной преобразовать действительность в целом. Сенежская студия, несмотря на своё недолгое существование, стала важным этапом в развитии технической эстетики и отечественного дизайна, знаменующего переход от классического промышленного «художественного конструирования» отдельных вещей и даже от дизайна систем к свободному, синтезирующему различные виды деятельности «художественному проектированию» (термин Розенблюма) и прогнозированию социо-культурной и пространственной среды жизнедеятельности человека.

Из воспоминаний о студии

«Дизайнерские курсы дали умение мыслить, понять, что такое плоскость, объём и как с ними обращаться. И как отображать реальную жизнь на плоскости, в объёме. Что у нас в руках? Краски, кисти и холст. Как передать то, что ты чувствуешь в жизни, на холсте? Понимание этого и дал мне дизайн. Кроме того — профессионализм и умение терпеливо доделывать вещь до конца. И еще — кругозор. Знания нам давались очень умно. Уникальные лекции. Какие личности были! Карл Моисеевич Кантор — искусствовед, а может, и больше, философ — он чисто теоретически заложил основу советского дизайна. Читал лекции о понятии дизайна, о его возникновении и возможностях. О том, что такое красота и польза. По практике дизайна был Марк Александрович Коник — и друг, и художественный руководитель. Большой талант, великолепный живописец. Окончил Ташкентский художественный институт. Его принцип отношения к дизайну — умение творчески мыслить — был для него главным, не важно, стоишь ты перед холстом или перед проектом. Всё остальное — средства выражения того, что ты имеешь внутри себя. То, что я знал как живописец — цвет, форма, линия, — помогло мне стать дизайнером, мыслить как дизайнер. Евгений Абрамович Роземблюм — один из основоположников той сенежской студии, в которой мы начинали заниматься. Он — прекрасный дизайнер и организатор. Практик. Знания у него огромнейшие и еще дар — умение сплотить коллектив, создать творческую обстановку. Мы все варились в одном котле. Все учились друг у друга. Преподавал в Сенеже интересный человек. Архитектор, дизайнер Вячеслав Леонидович Глазычев. Он любил повторять: „Любую гениальную творческую идею можно запороть, если ее поставить на голосование общества“. И еще мне очень запомнилось: „Город — это рынок. Это виртуальная реальность. Художник одинок везде“. С интересом, раскрыв рты, слушали мы лекции философа Олега Игоревича Генисаретского. Помню, рассказывал он о суфизме. Слушали как зачарованные».

Примечания

  1. Дукельский В. Ю. Евгений Абрамович Розенблюм // Проблемы дизайна—6: сборник статей. М., 2012. С. 81-83.
  2. Дизайн / А. Н. Лаврентьев // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Сенежская студия. Евгений Розенблюм. 1964—1991. Екатеринбург: TATLIN, 2019. ISBN 978-5-903433-16-2.
  4. Музееведческая мысль в России XVIII—XX веков [Текст]: сборник документов и материалов / М-во культуры Российской Федерации, Российский ин-т культурологии; [авт.-сост.: Э. А. Шулепова и др.]; отв. ред. Э. А. Шулепова. — Москва: Этерна, 2010. — 957, [1] с.; ISBN 978-5-480-00223-2.
  5. 5,0 5,1 Майстровская М. Т. Евгений Розенблюм и экспозиционное искусство // Проблемы дизайна—6: сборник статей. М., 2012. С. 85-106.
  6. Cubbin, Tom. Soviet Critical Design: Senezh Studio and the Communist Surround (Cultural Histories of Design).- Bloomsbury Visual Arts, 2018.- 224 p.
  7. Бродская О. Ю. Сенежская студия дизайна Архивная копия от 30 января 2020 на Wayback Machine // Молодая наука — 2017: Архитектура. Строительство. Дизайн. Сборник трудов IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. C. 136—146.
  8. Е. Розенблюм о создании Сенежской студии
  9. Майстровская М.Т. Город как праздник в проектах Сенежской студии // Город - территория дизайна: Проектная культура, проблемы мифологии и типологии среды Тезисы Всероссийской научной конференции. 2013. С. 11.
  10. 10,0 10,1 Глазычев В. Л. Опыт Сенежской студии Архивная копия от 30 января 2020 на Wayback Machine // Кабинет ученого: научные статьи, публикации, эссе, Том 2. Прогресс-Традиция: М., 2000. ISBN 5-89826-235-0.
  11. Архив одной мастерской: Сенеж. опыты / Марк Коник. — М. : Индекс Дизайн, 2003. — 322 с. ISBN 5-9900153-2-1.
  12. Вершинин Г. В. Искусство проектирования: Cенеж — упущенное будущее. Дата обращения: 30 января 2020. Архивировано 17 января 2020 года.
  13. Гагарин Б. Г. Проектирование ландшафта (из опыта Сенежской студии) Архивная копия от 30 января 2020 на Wayback Machine // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 4-2. С. 112—116.
  14. Власов В. Г.. Объект, предмет, вещь: Симулякры предметного творчества и беспредметного искусства. Исследование соотношения понятий. Часть 2: Вещный мир и его проекция в дизайне Архивная копия от 5 мая 2021 на Wayback Machine // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2019. — № 4 (68)
  15. Майстровская, М. Т. Евгений Розенблюм и экспозиционное искусство // Проблемы дизайна. — М. : НИИ РАХ, 2011. — № 6. — С. 85-122
  16. [Оразнепесов К. Автобиография «Родом из детства». В кн.: Кистович И. Вкус солнца. Какаджан Оразнепесов]. — Киев, 2009. — С. 34. — 200 с. — ISBN 978-9-6621560-0-3..

Литература

  • Ганова Т. В. Экспериментальный дизайнерский подход к художественному в Сенежской студии // Профессиональное образование в области дизайна и искусства: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И. Р. Кузеева. 2019. С. 39-44.
  • Курлядцева Е. Розенблюм: академик в малиновом // Медведь. 1995. — № 3. — С. 30-32.
  • Иллюстрированная хрестоматия по дизайну. Тюмень: Институт дизайна, 2005.
  • Открытая форма. Сенежская студия 1973—1991.
  • Орлова Э. А. Художественное проектирование как мировоззрение // Проблемы дизайна. — М. : НИИ РАХ, 2011. — № 6. — С. 123—133.
  • Розенблюм Е. А. Художник в дизайне: Опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. — М., 1974.
  • Розенблюм Е. А. Музей и художник // Декоративное искусство СССР. 1967. — № 11. — С. 5-10.
  • Розенблюм Е. А. Открытая форма // Декоративное искусство. 1969.- № 8.
  • Розенблюм Е. Роль личности художника в формировании стиля // Проблемы формализации средств художественной выразительности. — М., 1980.
  • Cubbin, Tom, Soviet Critical Design: Senezh Studio and the Communist Surround, London: Bloomsbury, 2019

Внешние медиафайлы