Семибревис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Графемы мензуральной нотации (только ноты, слева направо, в порядке уменьшения длительностей)

Семибре́вис (лат. semibrevis букв. «полукраткая» [нота]) — одна из наиболее ходовых и значимых длительностей в системе мензуральной нотации. Нотируется характерной ромбовидной графемой без штиля.

Краткая характеристика

Первые упоминания термина semibrevis относятся к XIII веку[1]. Они находятся в теоретических трактатах Иоанна де Гарландии, Магистра Ламберта, Франко Кёльнского, Иоанна де Грокейо, ряда анонимов («Discantus positio vulgaris», Аноним Санкт-Эммерама и др.), и как правило даны в контексте учения о ритме многоголосной музыки[2]. Первые образцы само́й многоголосной музыки с использованием семибревисов также датированы XIII веком.

До 1600 года длительность семибревиса равнялась — в зависимости от установленной мензуры — половине или одной трети бревиса. Семибревис был наименьшей длительностью, которая использовалась в лигатурах. В эпоху Ренессанса и некоторое время в эпоху барокко семибревис был своеобразной точкой отсчёта, например, в ритмике того времени «нормативным» считался тактус, охватывавший величину семибревиса (итал. tactus alla semibreve). Через величину семибревиса теоретики этих исторических эпох стремились найти абсолютное выражение темпа (сравнивали семибревис с биением сердца, тиканьем маятника, размеренным шагом и т.д.).

В круглой итальянской нотации, которая легла в основу пятилинейной тактовой нотации, ромбовидный семибревис был заменён (более крупным) овалом, для которого в немецкой, русской и американской терминологии закрепился термин «целая нота». В английской, итальянской, португальской традициях термин «семибревис» используется для обозначения целой ноты вплоть до наших дней.

Примечания

  1. См.: Semibrevis // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Fasz. 15. München, 2015, Sp. 1109.
  2. Например, у Франко Кёльнского: «Дискант — это согласное звучание нескольких различных [одноголосных] распевов, в котором эти различные распевы пропорционально пригнаны друг к другу (proportionaliter adaequantur) с помощью лонг, бревисов и семибревисов».

Литература