Сельскохозяйственная авиация

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сельскохозяйственная авиация в работе (Ан-2)
Cessna 188 AGWagon, Новая Зеландия, 1979

Сельскохозяйственная авиация (сельхозавиация) — авиация, используемая для проведения сельскохозяйственных работ (авиационно-химических работ в сельском хозяйстве).

Чаще всего сельскохозяйственная авиация применяется для распыления удобрений, пестицидов, гербицидов, инсектицидов и т.д. на сельскохозяйственные культуры, а также для подкормки сельхозкультур, дефолиации, десикации, несколько реже — для авиасева (гидросеяния — посева семян с потоками воды под давлением).

Термин "сельскохозяйственная авиация" (или "сельхозавиация") является неофициальным и используется людьми для упрощенного обозначения авиационных работ, выполняемых для целей сельскохозяйственного производства.

Летательные аппараты для авиахимработ

В сельскохозяйственной авиации могут применяться как специально разработанные самолёты и вертолёты, так и адаптированные летательные аппараты с установленным навесным оборудованием для распыления химикатов. В качестве базового самолёта, адаптируемого для сельскохозяйственных задач, чаще всего использовались спроектированные для внеаэродромной эксплуатации массовые самолёты-бипланы, для которых в русской культуре для обозначения сельскохозяйственной авиации распространилось понятие «кукурузник».

В советское время в таком качестве в подавляющем большинстве случаев использовались самолеты типа Ан-2 (объём бака для химической смеси - 1460 л) и вертолеты типа Ми-2 (объём бака для химической смеси - 1200 л).[1]

Примером специально спроектированного сельскохозяйственного самолёта в современной России может служить входящий в Полевой авиационный комплекс сельского хозяйства (ПАК СХ) самолёт Т-500, объём бака для химической жидкости - 500 л.[2]

Положение дел в сельскохозяйственной авиации современной России

24 мая 2018 г. в Москве была проведена 1-я всероссийская конференция по развитию сельскохозяйственной авиации, организованная Фондом содействия развитию сельского хозяйства.[3] Модератором конференции стал Клим Галиуллин (Президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства). В конференции приняли участие представители Министерства обороны РФ, Прокуратуры РФ, Министерства сельского хозяйства РФ (Пётр Чекмарев), Совета Федерации РФ (Сергей Митин), а также эксперты сельского хозяйства и авиации. В ходе работы конференции был составлен план мероприятий — «дорожная карта»[4], которую организаторы планируют реализовать с целью возрождения отрасли сельскохозяйственной авиации[5].

15-16 сентября 2021 г. в аэропорту «Шушенское» Красноярского края состоялся II Всероссийский конкурс профессионального мастерства пилотов на авиационно-химических работах «Золотые крылья-2021». Кубок победителя и золотые медали конкурса «Золотые крылья-2021» завоевал экипаж краснодарского авиапредприятия АТЦ "Вираж" в составе командира воздушного судна Алексея Каленикова и второго пилота Василия Марченко. Все пилоты-участники конкурса получили призы от организатора и благодарственные письма от Росавиации.[6] Организатором мероприятий выступил Фонд содействия развитию сельского хозяйства при поддержке Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), авиационного альянса «Аэрохимфлот»[7] и аэропортового комплекса «Шушенское»[8].

«Конкурс пилотов на авиационно-химических работах  показал реальные возможности этого сектора экономики. Кроме того, прошел на высоком профессиональном уровне, с соблюдением необходимых требований авиационной безопасности», - отметил руководитель Росавиации Александр Нерадько, принимавший участие в торжественной церемонии награждения победителей Конкурса[9]

См. также

Примечания

  1. Сельскохозяйственный вертолет Ми-2СХ. - Российская авиация. xn--80aafy5bs.xn--p1ai. Дата обращения: 7 июня 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
  2. Авиационный комплекс для агрономов (рус.), Авиатранспортное обозрение (19 июля 2017). Архивировано 5 июня 2018 года. Дата обращения 7 июня 2018.
  3. Эксперты HeliRussia: Авиация нужна российскому сельскому хозяйству (рус.), Российская газета (25 мая 2018). Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 31 мая 2018.
  4. Эксперты разработали «дорожную карту» по развитию сельскохозяйственной авиации. ВМЕСТЕ-РФ. Дата обращения: 7 июня 2018. Архивировано 4 июня 2018 года.
  5. Отечественная сельхозавиация получит свое развитие (рус.). Архивировано 12 июня 2018 года. Дата обращения 31 мая 2018.
  6. Краснодарские сельхозавиаторы вновь победили в конкурсе профмастерства пилотов — Золотые крылья-2021 (рус.) ?. Дата обращения: 7 мая 2022.
  7. Альянс "Аэрохимфлот" — Малые авиапредприятия. Малая авиация России (рус.) ?. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 30 мая 2022 года.
  8. Аэропорт Шушенское. shushair.ru. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 8 апреля 2022 года.
  9. Новости. favt.gov.ru. Дата обращения: 7 мая 2022. Архивировано 7 мая 2022 года.

Литература

Ссылки