Секуляризм в Турции

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Республиканские протесты 2007 года в поддержку кемалистских реформ, особенно государственного секуляризма и демократии и против предполагаемой исламизации Турции под руководством Партии справедливости и развития

Секуляризм в Турции ― конституционный принцип в Турецкой Республике. Впервые был введён с поправкой 1928 года к конституции 1924 года, которая упразднила положение о том, что государственной религией страны является ислам. Секуляризм также ассоциируется с более поздними реформами первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которые установил административные и политические требования для создания современного, демократического, светского государства, соответствующего принципам кемализма. Реформы были встречены с расколом в турецком обществе, состоящем в основном из ханафитов-суннитов[1].

Через девять лет после первого введения секуляризм также был прямо указан во второй статье конституции Турции 1937 года. Действующая Конституция 1982 года также не признает официальной религии и не поощряет её[2].

Принцип турецкого секуляризма и разделение государства и религии исторически объяснялись необходимостью модернизации государства. Этот централизованный прогрессивный подход считался необходимым не только для эффективной работы правительства, но и для того, чтобы повлиять на культурную жизнь общества, в которой, по мнению кемалистов, доминировали суеверия, догмы и невежество.

Турецкий «laiklik» призывает к отделению церкви от государства, а также описывает позицию государства как позицию «активного нейтралитета», которая выражается в контроле и правовом регулировании дел религии[3]. Религиозные отношения в стране тщательно анализируются и оцениваются Управлением по делам религий (Diyanet İşleri Başkanlığı или просто Diyanet)[4]. В обязанности Управления по делам религий входит «выполнение работы, касающихся верований, поклонения и этики ислама, просвещение общественности об их религии и забота о священных мест поклонения».

Примечания

  1. Emily Jones. The Conflicts of Secularization and Islam in Turkey. Salve Regina University Digital Commons @ Salve Regina (2010). Дата обращения: 18 мая 2022. Архивировано 29 ноября 2021 года.
  2. Turkey (недоступная ссылка). The World Factbook. Central Intelligence Agency (US) (24 июля 2008). Дата обращения: 1 августа 2008. Архивировано 10 января 2021 года.
  3. Öztürk. «Diyanet as a Turkish Foreign Policy Tool: Evidence from the Netherlands and Bulgaria» (en). Religion and Politics Section of the American Political Science Association: 3, 5.
  4. Ahmet Erdi Öztürk (2016). «Turkey's Diyanet under AKP rule: from protector to imposer of state ideology?». Southeast European and Black Sea Studies 16 (4): 619–635. doi:10.1080/14683857.2016.1233663.