Сейфи, Талгат Фатыхович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Талгат Фатыхович Сейфи
Научная сфера авиастроение
Альма-матер Казанский авиационный институт (1939)
Учёная степень кандидат технических наук (1962 или 1963)
Учёное звание доцент (1963)
Известен как учёный и организатор работ в области обеспечения надёжности промышленной продукции
Награды и премии

Талгат Фатыхович Сейфи (12 мая 1916 года — 8 июля 1969 года) — советский инженер, учёный и организатор производства, инициатор создания (совместно с А. И. Ярошенко) системы управления качеством, известной как «Качество, Надёжность, Ресурс С Первых Изделий» (КАНАРСПИ)[1].

Биография

Ранние годы

Родился 12 мая 1916 г. в г. Малмыж Вятской губернии в семье учителей. В шесть лет он остался без родителей. Родственники перевозили его с места на место — так он оказался в Казани, где и закончил школу. После школы поступил в железнодорожное училище, а после его окончания три года проработал кондуктором в трамвайном парке.

Работа в авиационной промышленности

В 1931 году начал трудовую деятельность в Казанском энергетическом институте в качестве лаборанта. В 1932-1933 годах работал контролером по ремонту трамваев в трамвайном депо. В 1933 году поступает в Казанский авиационный институт на факультет самолетостроения. В конце 1930-х годов был репрессирован его тесть. Сейфи предложили отказаться от семьи, в противном случае он не смог бы работать по специальности. Однако написанное Сейфи письмо тогдашнему генеральному секретарю ЦК ВКП(б) позволило ему избежать неприятностей[2].

В 1939 году после окончания института направлен на завод «Саркомбайн» в Саратов, где работал до 1948 года конструктором, начальником группы, зам. начальника отдела, начальником БТК, начальником цеха.

В 1948 году после окончания Всесоюзной промышленной академии переведен на должность зам. директора и главного инженера машиностроительного завода «Прогресс» в город Арсеньев Приморского края.

В 1951 году назначен заместителем директора — главным инженером Дальневосточного машиностроительного завода № 126 в г. Комсомольске-на-Амуре. Это был сложный период освоения и выпуска реактивного истребителя МиГ-15. В эти годы Сейфи выступил инициатором организации учреждений высшего образования в Комсомольске-на-Амуре, оказывал практическую помощь в подборе кадров преподавателей и организации учебного процесса в местном заочном политехническом институте.

В 1956 году переведен в г. Горький на авиационный завод им. Серго Орджоникидзе на должность главного инженера. Под руководством Т. Ф. Сейфи и А. И. Ярошенко на Горьковском авиационном заводе разработана система КАНАРСПИ, реализующая следующие принципы:

  • создание опытного образца с заданными техническими показателями и заложенными основами надежности и долговечности;
  • конструктивно-технологическая отработка и совершенствование конструкций изделия в процессе создания серийного образца, дальнейшее повышение его качества и надежности в процессе серийного производства;
  • применение прогрессивных технологических процессов и их системное совершенствование;
  • разработка и внедрение эффективных организационных форм, методов и средств контроля качества продукции;
  • обеспечение эксплуатации изделия на высоком техническом уровне.

Под техническим руководством Сейфи поставлены на серийное производство реактивные самолеты МиГ-21 первого поколения. Он также был активным участником процесса перехода на принципиально новую технологию производства цельносварных самолетов МиГ-25 из титановых сплавов.

В 1962 году Сейфи защитил кандидатскую диссертацию на тему «Повышение эксплуатационной надежности техники». На следующий год решением ВАК утвержден в учёном звании доцента Горьковского политехнического института по кафедре «Технология машиностроения». Здесь же он являлся членом ГЭК по защите дипломных проектов выпускников института.

Смерть

Последние годы Талгат Фатыхович Сейфи жил в г. Горьком. Он скоропостижно скончался 8 июля 1969 года. Похоронен в Горьком на кладбище Марьина Роща[3].

Награды

Библиография

  • Сейфи Т. Ф. Основные направления работы по повышению качества и надежности изделий на предприятиях [Текст] : (Система КАНАРСПИ) / Т. Ф. Сейфи, В. И. Бакаев. — Москва : [б. и.], 1965. — 27 с., 1 л. схем.; 22 см.
  • Сейфи Т. Ф. Слагаемые высокого качества (КАНАРСПИ) [Текст] / Т. Ф. Сейфи, канд. техн. наук В. И. Бакаев. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1966. — 160 с., 4 л. черт. : ил.; 20 см.
  • Пути повышения надежности систем и конструкций [Текст] : (Материалы Первой Науч.-техн. конференции по повышению надежности и долговечности изделий, провед. предприятием отрасли в 1965 г.) / Науч. ред. канд. техн. наук: Т. Ф. Сейфи, инж. С. С. Зельманов. — [Москва] : [б. и.], 1967. — 183 с. : ил.; 26 см.
  • Сейфи Т. Ф. Система КАНАРСПИ — гарантия высокого качества [Текст] / Т. Ф. Сейфи, А. И. Ярошенко, В. И. Бакаев. — Москва : Изд-во стандартов, 1968. — 147Сейфи Т. Ф. с., 1 л. схем. : ил.; 22 см.
  • Сейфи Т. Ф., Ярошенко А. И., Бакаев В. И. и др. Производственные основы надежности самолетов [Текст]. — Москва : Машиностроение, 1972. — 283 с. : ил.; 21 см.

Память

  • 22 октября 2015 года в Московском районе Нижнего Новгорода была установлена мемориальная доска в часть Т. Ф. Сейфи по адресу улица Чаадаева, дом 20[4].
  • В честь 100-летия со дня рождения Т. Ф. Сейфи была выпущена юбилейная медаль НАЗ «Сокол», в числе награжденных которой В. А. Лапидус, генеральный директор ЗАО "Центр «Приоритет»[5].
  • С 1972 на Горьковском авиационном заводе присуждаются премии имени создателей системы КАНАРСПИ (Т. Ф. Сейфи и А. И. Ярошенко)[6].

Примечания

Литература

  • Рогинко, А. Н. На таких держится авиастроение // Крылья советов. — № 15 (9334). — 06.03.2012. — С.5.
  • Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. — 703 с., илл.
  • Шохин, В. Г. Талгат Фатыхович Сейфи — выдающийся инженер // Стандарты и качество. - № 3. — 2011. — С.86-87.

Ссылки