Сеит-Абдулла Озенбашлы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сеит-Абдулла Озенбашлы
кр.-тат. Seid Abdulla Özenbaşlı

Сеи́т-Абдулла́ Озенбашлы́ (кр.-тат. Seid Abdulla Özenbaşlı; 1867, Бахчисарай — 1924, Симферополь) — крымско-татарский писатель, драматург, музыкант. Отец Амета Озенбашлы[1].

Известная биография

Сеит-Абдулла Озенбашлы родился в 1867 году в Бахчисарае. Начальное образование получил у местного учителя Усеина Эфенди. Благодаря своей старательности и таланту он самостоятельно изучил арабский, персидский и русский язык. В молодости, отдавая предпочтение коммерческой деятельности, работал счетоводом в торговом доме известного богача Аджи Абдуллы. В это же время работал в газете «Терджиман» (Переводчик).

В Бахчисарае, в кофейне «Аврупа», было создано подобие клуба новых идей. Каждый день там горячо дискутировали правые. Наконец, из их среды выделились крайне левые и перешли в кофейню «Чубукчи». Среди этой совсем молодой плеяды были Усеин Боданинский, Ахмет Нуриддин, Мехметшах Акчурин, Пычакчи Мустафа и вместе с ними Сеит Ибраим и Сеит Абдулла Озенбашлы.

Среди крымских татар одним из первых написал произведения для театра. В 1900 году в Бахчисарае была создана первая театральная постановка по одному из произведений Сеит Абдуллы Озенбашлы «Оладжагъа чаре олмаз» («Чему быть - того не миновать»). В ней высмеивалась слепая вера татарина, слепое подчинение судьбе. При постановке он играл в этой пьесе женскую роль. С одной стороны — сама театральная постановка, с другой — мужчина в женской роли неимоверно возмутили жителей Бахчисарая. Автор и актёр Сеит Абдулла подвергся нападкам.

В апреле 1902 года Озенбашлы открыл мастерскую в Бахчисарае, где обучал молодежь различным ремёслам. По свидетельству современников он был искусным мастером вышивки и каллиграфии, а также превосходным исполнителем восточной музыки.

Некоторые из написанных им стихотворений были опубликованы в газетах того времени. В истории крымско-татарской литературы известен рукописный вариант его книги «Акъикъат сеси» (Голос правды). Большинство его стихов отражает национальный быт крымских татар и обличает в резкой форме жадность, хитрость, жадность, азартные игры, которые бытовали в то время.

Был похоронен на Старом крымско-татарском кладбище Симферополя, могила была уничтожена при его сносе[2].

Семья

Сын — Амет Озенбашлы крымско-татарский писатель, драматург, врач, общественный и политический деятель.

Творчество

  • «Багъчасарай дестаны» (Бахчисарайская легенда): Керим И. Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи 1883—1914.- Акъмесджит, 1999.- С. 104—106.
  • «Оладжагъа чаре олмаз» (Чему быть, того не миновать): Пьеса.-- Багъчасарай, 1902.-- 23 сек.// Керим И. Къырымтатар эдебияты.- Акъмесджит, 1995.- С. 97-109 // Йылдыз.- 1995.- № 1.- С. 17-31.
  • «Эй, гонъюль» (Эй, сердце): Стихотворение, Керим И. Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи 1883—1914.- Акъмесджит, 1999.- С. 101—103.

См. также

Список крымско-татарских писателей

Примечания

  1. Осман АКЧОКРАКЛЫ. О Сеит Абдулле Озенбашлы? Перепечатка некролога (Осман АКЧОКРАКЛЫ, Газета «Енъи дюнья». – 1924. – январь 11) (рус.) // Голос Крыма. — 2017. — 01 декабрь (№ 47 (139)). Архивировано 3 мая 2019 года.
  2. Н. Абдульвапов. Территория бывших «Старого» и «Нового» крымско-татарских кладбищ. // Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. — Симферополь – Белгород: «КОНСТАНТА, 2018. — Т. III. — С. 384-389. — 392 с. — ISBN 978-5-906952-68-4.

Литература

  • Велиулаева А. Алиева Л. Къырымтатар эдебияты: 7-нджи сыныф ичюн дерслик-хрестоматия. — Акъмесджит, 1993. С. 88-89.
  • Деятели крымско-татарской культуры (1921—1944 гг.): Биобиблиографический словарь. — Симферополь, 1999.
  • Керимов И. Сеид—Абдулла Озенбашлы (1867—1924) // Голос Крыма.-- 1996.-6 сентября.
  • Керим И. Его при жизни называли «народный поэт»// Голос Крыма.-- 1997.-- 21 февраля.

Ссылки