Северное измерение
«Северное измерение» (СИ) — совместная политика Европейского союза, России, Норвегии и Исландии, направленная на развитие сотрудничества между странами в Северной Европе[1].
Целью данной политики заявлены укрепление стабильности, экономического сотрудничества и экономической интеграции, повышение конкуренции и поддержание устойчивого развития в этом регионе[1]. Кроме того, в рамках «Северного измерения» разрабатываются направления совместной проектной работы в северо-западных областях России в области здравоохранения и социального благосостояния.
История проекта
Начало этой политике было положено речью премьер-министра Финляндии Липпонена в Рованиеми (1997 год) о том, что после расширения ЕС приобрел «Северное измерение»[2]. Липпонен после речи написал соответствующее письмо главе Европейской комиссии. Инициатива была поддержана и в июне 2000 года Европейский совет одобрил «План действий для Северного измерения во внешней и трансграничной политике Европейского союза на 2001—2003 гг.», а в октябре 2003 года второй план по «Северному измерению»[2].
24 ноября 2006 года на саммите Россия — ЕС лидеры России, ЕС, Норвегии и Исландии утвердили Рамочный документ и Политическую декларацию по политике «Северного измерения», которые вступили в силу 1 января 2007 года.
28 октября 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась первая министерская встреча обновленного «Северного измерения» (СИ), в ходе которой было рассмотрено состояние дел в «Северном измерении», в действующих в его рамках Природоохранном партнерстве и Партнерстве в области здравоохранения и социального благополучия. Министры приняли решение о запуске нового Партнерства СИ в области транспорта и логистики (ПСИТЛ). Помимо этого, на встрече обсуждались пути активизации сотрудничества в области культуры, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.
Практическая реализация
Основное финансирование «Северного измерения» осуществляется через Природоохранное партнерства (на средства ЕБРР). В России на средства Партнерства завершены два проекта в Санкт-Петербурге: юго-западные очистные сооружения (2005 год) и завод по сжиганию отходов (2007 год)[3].
Экологическая политика
Основными принципами экологической политики Северного измерения являются:
- предупреждение негативного воздействия на окружающую среду вместо нейтрализации последствий;
- необходимость учета экологических требований при планировании и принятии решений;
- запрет природопользования, приводящего к значительному нарушению экологического баланса;
- обязанность загрязнителя нести расходы по предотвращению и ликвидации вредных последствий.
Цели проекта
Обеспечение безопасности и стабильности в регионе, а также помощь в недопущении появления новых разделительных линий в Европе в связи с расширением ЕС.
Программа Северное измерение реализуется в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Особое значение придается субсидиарности и обеспечению участия всех заинтересованных сторон Северного региона, включая региональные организации, местные и региональные органы власти, академические и бизнес-сообщества, а также гражданское общество.
Были выделены несколько ключевых тем для диалога и сотрудничества в рамках Северного измерения, в том числе:
- экономика, бизнес и инфраструктура;
- трудовые ресурсы, образование, культура, научные исследования и здравоохранение;
- экология, ядерная безопасность и природные ресурсы;
- международное сотрудничество и развитие регионов;
- правосудие и внутренние дела.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Добро пожаловать в Северное измерение! Архивная копия от 9 декабря 2017 на Wayback Machine // Главная страница Северного измерения на сайте министерства иностранных дел Финляндии
- ↑ 2,0 2,1 Болотникова Е. Г. Обновленное «Северное измерение»: концептуальные аспекты // Научные труды Северо-Западного института управления. — 2010. — Т. 1. — № 1. — С. 20—21
- ↑ Бусыгина И. М., Филиппов М. Г. «Северное измерение»: стратегии участников // Балтийский регион. — 2009. — № 1. — С. 56
Ссылки
- Сайт проекта (англ.)
Для улучшения этой статьи желательно: |