Свято-Троицкий собор (Балаково)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Свято-Троицкий храм (Балаково)»)
Православный храм
Свято-Троицкий кафедральный собор
Страна  Россия
Местоположение Саратовская область,
город Балаково,
Набережная улица, 1
Конфессия Православие
Епархия Балаковская
Благочиние Балаковское 
Архитектурный стиль Неорусский
Архитектор Фёдор Шехтель
Строительство 19101914 годы
Статус Герб ОКН
Состояние Действующий
Сайт troickiy.cerkov.ru
Координаты: 52°02′41″ с. ш. 47°47′14″ в. д.HGЯO

Свято-Троицкий собор (церковь Троицы Живоначальной) — православный храм в городе Балаково Саратовской области, кафедральный собор Балаковской епархии Русской Православной церкви. Строительство начато в 1910 году, окончено — в 1914 году. Проект выполнен в неорусском стиле архитектором Фёдором Шехтелем. Единственная старообрядческая церковь зодчего[1]. Храм рассчитан на 1200 молящихся. В советское время церковь была переделана под бытовые нужны. Восстановлена в 1999 году.

История

Мозаика на фасаде
Северная сторона

После Указа о веротерпимости 1905 года балаковский купец Анисим Михайлович Мальцев, принадлежавший к старообрядцам белокриницкой иерархии, выделил средства на постройку храма в родном селе (до этого каменные церкви старообрядцам строить не разрешалось[2]). Для разработки проекта был приглашён Ф. О. Шехтель, знакомый Паисия Мальцева, родного брата Анисима. Шехтель выполнил проект в 1909 году и несколько раз в течение 1910—1914 годов лично приезжал в Балаково для контроля за ходом строительства, которое вёл инженер Антонов[3].

Основное здание храма было закончено к 1911 году. Колокольня, крестильня, а также внешняя отделка храма были завершены в 1913 году. Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. В 1911 году по эскизам И. О. Чирикова петербургский мастер В. А. Фролов выполнил наружные мозаики храма — Рублёвскую Троицу над западными вратами храма, икону Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный Образ Спасителя над южными.

10 февраля 1914 года Анисим Мальцев скоропостижно скончался, церковь достраивал его брат Паисий. В том же году храм был освящен. В 1915 году купола храма были покрыты сусальным золотом.

В 1919 году храм был закрыт. В 1929 году были разрушены шатры. Благодаря усилиям И. Э. Грабаря мозаика храма была поставлена на государственный учет Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX—XX веков и взято под охрану государства. Вероятно, это спасло храм — из пяти балаковских церквей он единственный не был разрушен после прихода советской власти.

В 1931 году храм перестроен в драматический театр — разрушены алтари, пристроена сцена. Кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен, вместо него был сделан второй этаж, заканчивающийся фронтоном над балкончиком с балюстрадой — здание стало трёхэтажным. В последующие годы здание выполняло разнообразные функции, в том числе — зерносклада. В 1964 году начата вторая перестройка здания под клуб завода им. Ф. Э. Дзержинского.

В 1989 году здание передано Русской Православной Церкви. К началу 1997 года была восстановлена звонница храма, повешены колокола. В 1999 году в приделе был освящен престол. Богослужения в приделе начались с июля 2003 года.

Комплект из одиннадцати колоколов был изготовлен на Московском колокольном заводе Литэкс. Вес баса — самого большого колокола — 1500 килограмм.

Финансовая помощь была оказана группой компании «ФосАгро» по инициативе основателя Андрея Гурьева[4].

Архитектура и оформление

Московское архитектурное общество с подачи Анисима и Паисия Мальцевых организовало в 1908 году конкурс на составление проекта храма. Было представлено 34 проекта, однако ни один проект братьям Мальцевым не понравился. Купцы предлоджили вести проект председателю жюри — Ф. О. Шехтелю[5].

Как писал сам Шехтель, проект представляет собой шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Животворящую троицу, с колокольней и крещальней. Монументальный объём четверика с четырьмя щипцами венчает восьмигранный барабан со щелевидными окнами, каждая грань которого завершена кокошником. Образное решение храма построено на мотивах псковско-новгородского зодчества. Композиция усилена древнерусскими элементами: узкими проёмами окон, порталами, контрфорсами.

Ключевой элемент храма — 14-метровый восьмигранный шатёр. Существует мнение, что развитие шатрового зодчества было приостановлено в середине XVII века указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола. Однако Д. Ф. Полознев утверждает, что запрета как такового не было[6].

В комплекс храма также входит просвирня, ограда из камня с верхней решёткой, тумбы и ворота, построенные по проекту Шехтеля.

В некоторых, в том числе официальных[7], источниках считается, что эскизы мозаики выполнены Николаем Рерихом, однако существуют исторические доказательства того, что эскизы выполнены реставратором Григорием Чириковым[2].

Примечания

  1. И. Печёнкин. Шехтель / Главный редактор А. Барагамян. — М.: "Директ-Медиа", 2014. — С. 63.
  2. 2,0 2,1 Великое творение Фёдора Шехтеля (Юрий Каргин) / Проза.ру. proza.ru. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 4 августа 2021 года.
  3. Свято-Троицкий храм Ф. О. Шехтеля (1914-2014). cyberleninka.ru. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 16 августа 2021 года.
  4. Белокаменный Феникс — Свято-Троицкий храм г. Балаково. troickiy.cerkov.ru. Дата обращения: 15 августа 2021. Архивировано 15 августа 2021 года.
  5. Белокаменный Феникс — Свято-Троицкий храм г. Балаково. troickiy.cerkov.ru. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 15 августа 2021 года.
  6. Источник. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 16 августа 2021 года.
  7. Источник. Дата обращения: 16 августа 2021. Архивировано 16 августа 2021 года.

Ссылки