Свидетель в городе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Свидетель в городе
Un témoin dans la ville
Постер фильма
Жанр детективный триллер
Режиссёр Эдуар Молинаро
Продюсер Анри Дойчмайстер
Морис Эрга
Ален Пуаре
Автор
сценария
Эдуар Молинаро
Жерар Ури
Ален Пуаре
Андрэ Табе
Жорж Табе
Буало-Нарсежак (роман)
В главных
ролях
Лино Вентура
Франко Фабрици
Сандра Мило
Оператор Анри Декаэ
Композитор Барне Вилен
Кинокомпания Franco London Films
Paris Union Films
Société Nouvelle des Établissements Gaumont (SNEG)
Год 1959

«Свидетель в городе» (фр. Un témoin dans la ville) — детективный триллер французского режиссёра Эдуара Молинаро, вышедший на экраны в 1959 году.

Фильм поставлен по сценарию, написанному на основе романа дуэта французских детективных писателей Буало-Нарсежак, самыми известными фильмами по произведениям которых стали «Дьяволицы» (1954), «Головокружение» (1958) и «Глаза без лица» (1960).

В работе над фильмом Молинаро использовал многие зрительные приёмы, характерные для экспрессионистского кино и фильмов нуар, в частности, нестандартные ракурсы, контрастную съёмку, игру света и тени, многочисленные ночные эпизоды и свет неоновых реклам.

В фильме заметно влияние таких картин Фрица Ланга, как «М (Город ищет убийцу)» и «Синий георгин». Одним из ключевых элементов картины стала система радиофицированного такси, с помощью которой герои фильма взаимодействуют друг с другом, объясняются в любви, а в кульминационный момент следят из диспетчерского пункта за действиями преступника. Другой отличительной чертой картины стал показ таксистов как единой сплочённой организации, способной мобилизовать силы и ресурсы, достаточные для поимки и наказания преступника в огромном ночном Париже.

О влиянии творчества Жана-Пьера Мельвиля говорит сдержанная монохромная операторская работа Декаэ, холодное джазовое музыкальное сопровождение, ночные съёмки, досконально продуманные сюжетные ходы, обречённость основного персонажа после совершённого преступления, а также сочувственное отношение к отрицательному герою (который под влиянием обстоятельств превращается из убийцы по страсти в хладнокровного и расчётливого преступника).

Сюжет

Промышленник Пьер Вердье (Жак Бертье) убивает свою любовницу Жанну Анселин, выталкивая её из стремительно мчащегося поезда. Судебный следователь на основе материалов дела выносит постановление о невиновности Вердье и признает гибель Жанны несчастным случаем.

Однако муж Жанны, мсье Анселин (Лино Вентура) считает Вердье виновным в убийстве. Ночью он тайно пробирается в пустой дом Вердье, выкручивает пробки, разряжает найденный в столе пистолет и ставит на стол портрет жены. Приходит Вердье, он видит, что в доме кто-то отключил свет. Он зажигает свечи, вызывает такси, берёт пистолет и идёт осмотреть дом. В гостиной он сталкивается с Анселином, который душит его, а затем вешает в заранее заготовленную петлю, имитируя самоубийство.

При выходе из дома Анселин сталкивается с таксистом (Франко Фабрици), вызванным Вердье. В первый момент Анселин хочет уйти незамеченным, но таксист спрашивает его о заказе и видит его лицо. Анселин понимает, что таксист станет нежелательным свидетелем, и решает убить его. Однако таксист уезжает, и Анселин только успевает записать номер его такси.

Анселин аннулирует запланированную командировку в другой город, снимает номер в гостинице, берёт напрокат автомобиль и начинает слежку за таксистом. По номеру такси Анселин той же ночью находит автопарк, а вскоре — и самого таксиста, которого зовут Ламбер. Анселин видит, как после окончания смены Ламбер идёт в соседнее кафе, где общается с коллегами и своей невестой, диспетчером радио-такси Лилиан (Сандра Мило). Затем Ламбер направляется домой на метро, где Анселин уже готов столкнуть его на станции под колёса подходящего поезда, но что-то его останавливает в последний момент. Вскоре к Ламберу домой приходит Лилиан с газетой, в которой говорится о самоубийстве промышленника Вердье. Лилиан знает, что ночью Ламбер выезжал на заказ к этому дому, и видел, как оттуда выходил неизвестный. Она хочет, чтобы Ламбер пошёл и рассказал об этом полиции, однако Ламбер предпочитает сделать вид, что никого не видел и ничего не знает.

Во время очередной смены после нескольких неудачных попыток Анселину всё-таки удаётся сесть в такси Ламбера. Уже находясь в салоне, Анселин просит у Ламбера зажигалку, показывая ему своё лицо. Ламбер узнаёт Анселина, и во время движения потихоньку снимает трубку радиотелефона с тем, чтобы на диспетчерском пункте могли слышать то, что происходит в его автомобиле. Ламбер и Анселин недолго плутают по городу, затем, когда Ламбер пытается спровоцировать аварию, Анселин выводит его на улицу, после чего в диспетчерской слышат звук выстрела.

Не зная, что радиосвязь всё ещё включена, Анселин садится в такси Ламбера и уезжает. Из диспетчерского пункта следует команда всем таксистам начать розыск и преследование автомобиля Ламбера. Немедленно в направлении несчастного случая направляются десятки автомобилей. Вскоре одна из таксисток нападает на след Анселина. Она загоняет его в тупик и блокирует выезд, однако, дав задний ход, он разбивает её машину, а сама таксистка теряет сознание.

Раненый Анселин кое-как добирается до гостиницы, однако дежурная замечает капли крови на лестнице и вызывает полицию. Увидев из окна номера высаживающийся из автобуса полицейский отряд, Анселин выбирается через чёрный ход, садится в свой автомобиль и уезжает. Однако его вскоре вычисляют таксисты и начинают преследование по улицам ночного Парижа. В результате после очередного столкновения с такси Анселин не может продолжать движение. Он выбирается из автомобиля и, еле передвигаясь, пытается скрыться в зоологическом саду Булонского леса. Однако таксисты продолжают его преследование и в итоге десятки радио-такси окружают и высвечивают его фарами посреди открытой площади в парке. Анселин отказывается сдаться и гибнет от огня полиции.

В главных ролях

Ссылки