Свен Крестоносец

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карел ван Мандер III
Обнаружение тела принца Свена, 1645

Свен Крестоносец (лат. Sueno; дат. Svend Korsfarer) — согласно хронике «Иерусалимская история», сын короля Дании, принявший участие в Первом крестовом походе, во время которого погиб в 1097 году. Ряд исследователей считают его сыном Свена II Эстридсена, однако документальных подтверждений существования такого сына у короля не обнаружено. В связи с этим существование Свена оспаривалось. Тассо посвятил Свену несколько строф в поэме «Освобожденный Иерусалим».

Легенда

Единственный сын датского монарха,
Свенон, опора старости его…
…император греческий радушно
Его в своих палатах принимает;
Туда ж к нему является твой вестник
С последними военными вестями.
Рассказывает он о том, как пала
Антиохия и каким позором
Окончилась для персов их попытка
Обратно город взять…

— Тассо[1]

В хронике «Иерусалимская история» среди событий Первого крестового похода Альберт Аахенский поместил рассказ о «сыне короля Дании по имени Свено» (filius regis Danorum, Sueno nomine)[2][3]. Якобы, сын датского короля Свен со своими 1500 (15 000) рыцарями и его невеста Флорина, дочь герцога Бургундского и вдова принца Филиппа, были среди крестоносцев. После захвата Никеи принц задержался на несколько дней, был хорошо принят византийским императором Алексеем и затем прошел через «Рум» (Рим — так европейцы называли территорию Малой Азии) к городам Рума «Финимини» и «Ферне» (Finiminis et Ferna). Солиман атаковал и убил Свена со всем его отрядом. Флорина пыталась убежать, но её пронзило несколько стрел[3][4]. Дальнейшее развитие легенда получила в поэме Тассо «Освобожденный Иерусалим»[1]. Если у Альберта Свен погибает в Малой Азии, до осады Антиохии, то у Тассо Свен узнает о падении Антиохии от византийского императора, а гибнет у Иерусалима. Тассо описал, как меч принца Свена нашел датский рыцарь Ринальдо. Этот меч стал первым христианским мечом, попавшим в Иерусалим[1][5]. Современник Тассо, Андерс Сёренсен Ведель добавил в историю еще одну деталь — меч Свена был подарком отца[6].

Благодаря Тассо история стала известна, поскольку его поэма считалась авторитетным источником по событиям Первого крестового похода[5].

Меж тем Свенон являет неустанно
И силу рук, и тяжесть их ударов:
Вокруг него течет ручьями кровь,
И груды тел ему оплотом служат…
И падает царевич благородный,
И некому за павшего отмстить.

— Тассо[1]

Мнения историков

Агатангел Крымский в словаре Брокгауза и Эфрона (1896) писал, что «в Каппадокии Кылыч-Арслан истребил датское войско Свенока»[7]. Английский историк Якоб Лангебек[en] писал (1773), что «все согласны с тем, что принц Свен был королем и действительно происходил из Дании»[8]. Джордж Финли не сомневался в достоверности рассказа о Свене[9]. Э. Гиббон (1788) указал среди участников похода представителя датской королевской семьи, но упомянул, что Жан-Батист Мейли не верил в достоверность рассказа о Свене[10]. Мейли, действительно, высказал сомнение в этой истории[2], отметив (1780), что «историки этого народа не говорят ни слова об этой экспедиции сына их короля» и что молчание источников на эту тему необычно[11]. Сомнения в достоверности рассказа Альберта высказывал и Фридрих Мюнтер в «Церковной истории Дании и Норвегии» (1823)[2][12]. Ж.-Фр. Мишо (между 1812 и 1822 годами) писал про «Свено, сына короля Дании Свено» без уверенности[13]. Георг Вебер (1887) полагал, что рассказ о Свене — лишь легенда[14]. Немецкий историк Леопольд фон Ранке начал около 1840 года исследовать источники Первого крестового похода. Генрих фон Зибель был одним из учеников Ранке[6][15]. Зибель (1881) обращал внимание на баснословное вступление истории Свена. Этот рассказ не подтверждается никем из хронистов-участников Первого крестового похода[2]. Лишь более поздний историк, Гийом Тирский[16] (начало 1180-х), и Тассо (1581)[1] позаимствовали этот рассказ[2]. Андерс Ведель, поверив в рассказ Альберта, писал, что принц Свен был «более храбрым, чем короли Горм, Харальд и все Кнуды»[6].

Зибель отмечал, что Альберт ничего не сообщал о принце, кроме того, что тот был молод и красив[2] (nobilissimus et forma pulcherrimus)[3]. Хронист не писал ни слова о более ранних событиях, связанных с этим принцем[2]. Историки пытались найти Свена в хрониках, но о нём совсем не было данных[2]. Автор книги о варягах в Византии Сигфус Блёндал[en], писал, что этой истории нет у Саксона Грамматика, ни в саге о Кнутлингах, её не упоминает Анна Комнина. «Нет ничего, что могло бы помешать датскому вождю по имени Свейн участвовать в Первом крестовом походе и быть убитым вместе со своим отрядом в Малой Азии, но это лишь предположение, поскольку не может быть представлено веских доказательств»[17].

Гюстав Доре, Смерть Флорины.

Зибель высказал свое мнение о происхождении басни. По его словам, легенда происходила от служивших в императорской гвардии в Константинополе викингов. Они не принимали участия в каких-либо значительных боях, но не хотели быть хуже других[2]. Поль Риан[en] согласился с аргументами Зибеля (1865)[6][18]. Одним из результатов публикации трудов Зибеля и Риана стало отсутствие Свена среди действующих лиц оперы Нильса Гаде «Крестоносцы» (Кorsfarerne, 1873, либретто К. Андерсена). Хотя в основе сюжета лежит сюжет поэмы Тассо, касающийся Свена, Свен не упоминается, остался лишь Ринальдо[6].

Невеста Свена тоже, судя о всему, личность не историческая. Мейли полагал, что она — вымышленный персонаж, который «историки сделали вдовой принца Филиппа». Ни слова о такой дочери герцога Бургундии нет у бургундских хронистов[11]. Урбан Планше[fr] в «Истории Бургундии» писал (1739): «то, что сообщается об этой предполагаемой второй дочери герцога Юда, слишком похоже на басню»[19].

Версии о происхождении легенды

Предполагаемый отец Свена, король Свен Эстридсен, умер в 1074 или 1076 году. Известно, что он оставил 14 сыновей. Среди них есть один Свен, который был в Виборге в 1104 году, то есть, он не мог погибнуть в 1097 году. Историки попытались найти крестоносца Свена среди внуков Эстридсена. Судьба потомков его старших пяти сыновей точно известна и крестоносцев среди них нет. Среди средних сыновей Свена был Свен, который, хотя сам и не мог быть погибшим в 1097 году, но вполне мог иметь сына, по возрасту подходящего для участия в походе в 1097 году. Однако Зибель высказывал сомнение в том, что современные событиям источники и в Дании, и на Востоке могли не упомянуть о таком событии, как отъезд королевского сына с армией или его героическая гибель в крестовом походе. Все события похода довольно подробно описаны, все знатные участники упомянуты, лишь о Свене источники молчат[2]. Георг Вебер полагал, что об осаде Антиохии придумано много легенд (легенда о Свене была среди них), поскольку «все западные народы хотели иметь славу участия» в этом важнейшем событии похода[14].

Рейнхард Рейнеке, издатель и редактор хроники Альберта, в 1580 году предположил, что Свен был сыном Эрика Доброго, затем изменил мнение и решил, что Свен был сыном Свена Эстридсена[8]. Джордж Финли считал Свена сыном короля Англии Эдгара Этелинга[9]. Риан предположил, что среди множества Свенсонов, сыновей старого Свена Эстридсена или его седьмого сына Свена, один участвовал в походе и погиб, что стало основой вымысла Альберта[18].

В культуре

Тассо посвятил Свену несколько строф в поэме «Освобожденный Иерусалим»[1]. Героическая смерть Свена в крестовом походе стала образцом для подражания для более поздних датских королей, которые искали идеалы среди средневековых предков. В 1629 году Кронборг был сожжен, в связи с его реконструкцией датский король Кристиан V заказал ряд исторических картин, прославляющих датскую монархию. Ученый Оле Ворм искал исторические сюжеты, и подвиг Свена оказался подходящим для этих целей[6]. В итоге придворным художником голландского происхождения Карелом ван Мандером III была написана картина «Обнаружение тела принца Свена»[2][6]. Картина хранилась вместе с латинским стихотворением на эту тему Отто Сперлинга[de][2][8][20].

История Свена стала официально считаться правдивой и использоваться в политических целях. Один из первых поэтов романтизма Йенс Баггесен перевел отрывок о Свене из поэмы Тассо. Стихотворение («De danskes Pris eller Svends Død») было опубликовано в 1807 году, когда в стране была велика потребность в национальных героях после нападения англичан на Копенгаген[6].

Ссылки

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Торквато Тассо. Освобожденный Иерусалим / Пер. В. С. Лихачева. — СПб.: Наука, 2007. Архивная копия от 6 февраля 2019 на Wayback Machine; строфы 6-24
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Sybel H. von. Geschichte des ersten Kreuzzugs. — R. Baum, 1881. — S. 337—338. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 3,2 Albert of Aix. Historia expeditionis Hierosolymitanae (лат.). THE LATIN LIBRARY. Дата обращения: 4 ноября 2021. Архивировано 30 октября 2021 года.; Lib. III; Cap. LIV. — De morte filii regis Danorum…
  4. Olrik H.[sv]. Svend (Svendsen) // Dansk biografisk Lexikon, Bricka. — Gyldendalske Boghandels Forlag (F. Hegel & Søn), 1903. Архивная копия от 10 декабря 2019 на Wayback Machine
  5. 5,0 5,1 Jensen Janus Møller. Denmark and the Crusades: 1400 - 1650. — Leiden: BRILL, 2007. — S. 316—317. — ISBN 978-90-04-15579-4. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Jensen, K. V. Myten om prins Svend (датск.) // Skalk, 2, 20-25. — 2001. — Nr. 2. — S. 20—25.
  7. Крымский А. Кылыдж-Арслан I // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVII. — С. 156.
  8. 8,0 8,1 8,2 Langebek J. Scriptores rerum danicarum medii ævi: partim hactenus inediti, partim emendatius editi, qvos collegit, adornavit. — per F. C. Godiche, 1773. — S. 631—635.
  9. 9,0 9,1 Finlay G. A history of greece from its conquest by the romans to the present time. — 1877. — P. 112.
  10. Gibbon E. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. — United States Book Company, 1788. — P. 21. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  11. 11,0 11,1 Mailly J.-B. L'esprit Des Croisades, Ou Histoire Politique Et Militaire Des Guerres Entreprises, Par Les Chrétiens Contre Les Mahométans, Pour Le Recouvrement De La Terresainte, Pendant Les XI, XII Et XIII Siècles. — Paris: Moutard, 1780. — P. 111—115. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  12. Münter G. Kirchengeschichte von Dänemark und Norwegen. — F.C.W. Vogel, 1831. — S. 718—720. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  13. J. Fr (Joseph Fr ) Michaud, William Robson, Hamilton W. Mabie. The history of the crusades. — New York, A. C. Armstrong & Son, 1900. — 550 с.
  14. 14,0 14,1 Вебер Г. Всеобщая история: Том шестой. — СПб.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1887. — С. 520. Архивная копия от 5 ноября 2021 на Wayback Machine
  15. Jensen K. V. Crusading at the Edges of Europe: Denmark and Portugal c.1000 – c.1250. — Taylor & Francis, 2017. — 402 с. — P. 106—107. — ISBN 978-1-317-15670-3. Архивная копия от 7 ноября 2021 на Wayback Machine
  16. L' Estoire de Eracles Empereur et la conqueste de la terre d'outremer // Recueil des historiens des croisades: Historiens occidentaux 1,1. — Impr. Royale, 1844. — Vol. 1. — P. 185. — 798 p. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  17. Blöndal S. The Varangians of Byzantium. — Cambridge University Press, 2007. — P. 131. — ISBN 978-0-521-03552-1. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  18. 18,0 18,1 Riant P. Expéditions et pèlerinages des Scandinaves en Terre Sainte au temps des croisades. — Ad. Lainé et J. Havard, 1865. — P. 150—151. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  19. Plancher U. Histoire Generale Et Particuliere De Bourgogne. — chez L.-N. Frantin impr., 1739. — S. 280. Архивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine
  20. Grundtvig N.F. Poetiske Skrifter. — BiblioLife, 1880. — Vol. 5. — P. 149-152.