Сафиаддин Урмави

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сафиаддин Урмави
перс. صفی الدین الاورموی
Азербайджанский ковёр «Сафиаддин Урмави». 1975 год. Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусстваАзербайджанский ковёр «Сафиаддин Урмави». 1975 год. Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства
Основная информация
Полное имя Сафиаддин Абдулмомин ибн Юсиф ибн Фахир аль-Урмави
Дата рождения 1217(1217)
Место рождения Урмия
Дата смерти 1294(1294)
Место смерти Багдад
Жанры ирано-арабская музыка[1], мугам

Сафи ад-дин Абд аль-Мумин ибн Йусуф ибн Фахир аль-Урмави[2] (перс. صفی الدین عبدالمؤمن بن یوسف بن فاخر الاورموی‎) (ок. 12171294) — арабо-персидский[3] теоретик музыки, композитор, поэт и каллиграф. Выдающийся представитель городской и придворной ирано-арабской музыки и автор музыкальных трактатов[1].

Биография

Родился в 1217 году в городе Урмия[4] (ныне в остане Западный Азербайджан, Иран). Как отмечает «Энциклопедия ислама»: «Источники умалчивают об этническом происхождении его семьи. Возможно, он имел персидское происхождение. Кутб ад-Дин аш-Ширази называет его мудрецом Ирана»[5]. В ранние годы переехал в Багдад, где получил образование по арабскому языку, литературе, истории и каллиграфии. Превосходные каллиграфические способности Урмави сопособствовали его назначению писарем во вновь построенную аббасидским правителем аль-Мустасимом библиотеку. Позже Урмави начал изучение шариатского права — шафиитский мазхаб — в Медресе аль-Мустансира. Это дало ему возможность в 1258 году устроиться в администрацию халифа Аль-Мустасима, а позже в 1276 году стать главным ревизором рукописных фондов халифата, заменив на этом посту Насир ад-Дина Туси. Последние годы своей жизни прожил в нищете и забвении, скончался в 1294 году в Багдаде.

Творчество

Урмави виртуозно играл на уде, создал музыкальные инструменты мугни и нузха. Урмави также автор трактатов по музыке и литературе, труды Урмави — «Китаб аль-адвар» («Книга о кругах», 1256 год) и «Рисалейи-Шарафийя» (1267 год). По мнению азербайджанской исследовательницы З. Сафаровой, это — фундаментальные трактаты по теории азербайджанской музыки[6]. Творчество Урмави, основателя известной на Ближнем и Среднем Востоке знаменитой «Системной школы», — новый этап в развитии музыкально-теоретической мысли на Востоке.

Как отмечает энциклопедия «Ираника» в статье о музыке Азербайджана, Урмави был одним из наиболее крупных представителей ирано-арабо-турецкой культуры макама[7]. Урмави систематизировал звуковые комплексы, лежащие в основе азербайджанской музыки, а также музыки Ближнего и Среднего Востока. М. Изади отмечает влияние на развитие курдской музыки модальной системы музыки Ближнего Востока, ярким представителем которой, наряду с Аль-Хатибом Арбили, был Урмави[8]. На основе этой системы создал совершенную табулатуру, определил звукоряды 12 макамов и 6 авазов. В «Китаб аль-адвар» благодаря созданной им полной системе абджад записал 4 музыкальных произведения. Рукописи трактата «Китаб аль-адвар» хранятся во многих знаменитых библиотеках мира. Считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции.

Трактаты

Писал на арабском языке.

1. «Китаб аль-адвар»

2. «Рисалейи-Шарафийя»

Примечания

  1. 1,0 1,1 E. Neubauer. Music in the Islamic environment. // C. E. Bosworth, M.S.Asimov. History of Civilizations of Central Asia, vol 4. Motilal Banarsidass Publ., 2002. ISBN 81-208-1596-3. «During the rule of the II Khanids, the main musical activities shifted west and the rulers became accustomed to Irano-Arab urban an and court music. After capturing Baghdad in 1258, the II Khan Hiilegii (d. 1265) saved the life of the eminent musician and writer on music Safi al-Din al-Urmawi (d. 1294), as did Timur with the musician and litterateur cAbd al-Qadir al-Maraghi (d. 1435) when he took Baghdad in 1393. Al-Maraghi spent the rest of his life in Samarkand and Herat, where he served Timur’s sons and governors and wrote four important books on Irano-Arab an and court music.»
  2. Музыка в контексте ислама: традиции Ирана: сб. статей / пер. с перс. Б. Норик, И. Гибадуллин, Н. Тарик; науч. ред. Т. Н. Джани-заде. — М.: Садра, 2019. — С. 223. — ISBN 9785907041110.
  3. Сафиеддин Абдольмунин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Encyclopaedia İranica. Music of Azerbaijan. Архивная копия от 3 февраля 2011 на Wayback Machine: «Ṣafī-al-dīn Ormavī (d. 693/1294) and ʿAbd-al-Qāder b. Ḡaybī Marāḡī (d. 838/1435), who were originally from Urmia and Marāḡa in Azerbaijan»
  5. Neubauer, E. «Safī al- Dīn al- Urmawi.» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2007: « The sources are silent about the ethnic origin of his family. He may have been of Persian descent Qutb al-Din al-Shirazi calls him afdal-i Īrān (A sage of Iran)»
  6. Ancients Hypotheses of Early Azeri Scholars by Zemfira Safarova. Azerbaijan International, winter 1997.: «Safiyyaddin Abdulmomin ibn Yusif al Urmavi (13th century) was the author of two fundamental works in Arabic, „Kitab al-Advar“ and „Sharafiyya“, which were crucial to the theoretical and practical development of Azerbaijani music».
  7. Encyclopaedia Iranica. Music of Azerbaijan. Архивная копия от 3 февраля 2011 на Wayback Machine: «The art music of Azerbaijan is connected with the Irano-Arabo-Turkish art of the maqām, of which the great theoreticians were notably Ṣafī-al-dīn Ormavī (d. 693/1294) and ʿAbd-al-Qāder b. Ḡaybī Marāḡī (d. 838/1435), who were originally from Urmia and Marāḡa in Azerbaijan.»
  8. Mehrdad R. Izady, The Kurds: a concise handbook, Taylor & Francis, 1992.pp 265: «It is natural to expect to find old roots in Kurdish music, reaching down into ancient times. With clarity, the Kurdish musical heritage can be traced to medieval times, when many first-class native musicologists wrote on the modal music system of the Middle East. Two of these musiciologist readily stand out: Safi al-Din Urmawi, author of Kitab al-Adwar and Risala al-Sharafiya and Muhammad al-Khatib Arbili, author of Jawahar al-Nizami fi Ma’arifat al-Aghani»

Ссылки