Сарим
Сари́м — (кор. 사림파; «лес учёных») — политическая фракция «литераторов» в корейском государстве Чосон. Возникла в 1455 году, во время правления чосонского вана Седжо. Она откололась от старой фракции Хунгу (кор. 훈구파, 勳舊派, hungupa, кит. 戚 臣). Литераторы основывались не на наследственных титулах, а на индивидуальных способностях человека.
История
Возникновение
Во второй половине XV века на политическою арену Чосона выходит новая сила в лице группировки сарим — конфуцианских учёных, занимавших высокие чиновничьи должности. Большинство чиновничества сарим были последователями учения Чон Монджу, который, отталкиваясь от конфуцианской морали, в своё время выступал в защиту свергнутой династии Корё.
Родоначальником фракции Сарим является Гиль Джи (кор. 길재,1353—1419)[1], происходивший из государства Корё. За родоначальником в иерархии стоит во фракции сановник Ким Джонджик (кор. 김종직, 1431—1492).
Саримы представляли интересы провинциальных дворян-янбан, выступавших против консервативной знати. Консервативная знать сплотилась вокруг фракции Хунгу. Несмотря на это саримам удалось проникнуть в столичные административные должности, превратившись во влиятельную политическую силу. Последствия противостояние Хангу привело к тому, что саримы вернулись на прежние политические позиции.
Борьба с «Хунгу»
В борьбе за политическое влияние фракция «Сарим» пережила ряд кровавых чисток.
Хронология политических чисток неоконфуцианских учёных:
- 1498 г. — Резня учёных года му-о Муо Сахва Muo Sahwa (кор. 무오사화, 戊午士禍/戊午史禍) произошла в эпоху Ёнсан-куна 10 короля, правящего после Сончжона. Причиной чистки саримов послужила в критика в адрес прадеда Ёнсан-куна . Король учинил расправу над последователями Ким Джонджика, казнив, после истязаний пятерых учеников Ким Джонджика (1431—1492). Затем, до верившее всего, были отправлены ссылку двенадцать человек. Тело «государственного преступника» Ким Джонджика было вынуто из гроба и обезглавлено. Видя в конфуцианстве враждебную силу, Ёнсан-куну уничтожил критиковавший его поведение с конфуцианских позиций Государственный Цензорат (Саганвон).[2][3]
- 1504 г. — Капча Сахва Kapcha Sahwa (кор. 갑자사화, 甲子士禍). Вторая чистка литераторов пришлась на правление 10 короля династии Ли. Королю Ёнсан-куну о смерти его матери рассказал чиновник [4] Имсанхо (кор. 임사홍 ), в результате чего правитель казнил многих правительственных чиновников, поддержавших казнь матери. Это событие нанесло неизбирательный удар как по Хунгу, так и по остаткам фракций Сарим, включая зачинщиков первой чистки. Имсанхо получил повышение вместе со своими союзниками важные должности и другие награды.
- 1519 г. — Мученики 1519 (кор. 기묘 사화,己卯士禍), Чонджон одобрил расправу спланированную «Заслуженными сановниками» над «Реформаторами». Чо Гванджо и его сторонникам было приказано совершить самоубийство, а остальные сановники реформаторской группировки были разжалованы и сосланы.[5][6]
- 1623 г. — Произошёл переворот Инчопанчо (кор. 인조반정). «Северная» партия попала в опалу. На смену ей пришла «Западная» (кор. 서인), занявшая ключевые государственные посты. А «Южной» (кор. 남인) партии удалось занять некоторые посты. С 1623 г по 1674 г доминировала «Западная» партия.
- 1659 г. — Разгорался спор между партиями «Западной»(кор. 서인) и «Южной»(кор. 남인) по поводу ношения траура королевы. В результате выиграла «Западная» партия.
Упадок влияния «Сарим»
Во время царствования вана Хёджона (1649—1659 годы) власть концентрировалась в руках «Западной» фракции — дворян из Чхучхона. При нём межпартийная борьба «западных» и «южан» обострилась ещё больше[7].
В 1674 году на трон взошёл ван Сукчон. На второй год его правления в 1575 г. фракция Сарим раскололась две партии: «Восточную» (кор. 동인 (붕당)) и Западную (кор. 서인 )[8] партию. Причина раскола заключалась в том, что бы определить кандидатуру пост Палаты чинов — Ичжо. Сторонники придворного сановника Ким Хёвона (1532—1590) (кор. 김효원 ) образовали «Восточную партию», а последователи Сим Ый Кём (кор. 심의겸 ) — «Западную» партию". Вскоре в его царствование власть «Западной» партии пошатнулась — пришли «южане»(кор. 남인).
Король Сукчон проводил политику Хван-гук (Hwan-guk) «перемена во власти» — Цель смена партий у власти.[9] Межпартийная борьба достигала своего пика. Сукчон начал видеть в господствующем положение «южан» угрозу своей власти и подверг массовым репрессиям, вошедшые в историю Кореи под названием тэчхульчхок — часть сановников «южан» были казнены, остальных отправили в ссылку. «Западная» фракция вернула себе лидерство под началом Сон Сиёль и его учеников.
В 1682—1684 гг. «Западная» партия раскололась на две противостоящие аристократические группировки: «Норо́н» («стариков»)(кор. 노론 ) и «Соро́н» («молодых»)(кор. 소론)[10].
В 1589 году «Восточная партия» раскололась на «Северную» и «Южную». [11]. В 1599 году произошёл раскол «Северной партии» на две парии: «Большую Северную партию» (кор. 대북) и «Малую Северную партию» (кор. 소북 ). Политические трения продолжились. В результате многие члены «Малой Северной партии» были отправлены в ссылку. Не избежали репрессий и лидеры «Большой Северной партии», поддерживавшие Кванхэ-гуна. Некоторых из них, к примеру, Чон Инхона (1535—1623), под предлогом распространения ложных слухов Сончжо отправил в ссылку[12].
Несмотря на Имдинскую войну, продлившуюся с 23 мая 1592 по 24 декабря 1598 год, конфликт между дворцовыми партиями не только угас, а наоборот — стал расширяться.[13][14] В результате последовала чистка «Кичук Окса» (기축옥사) — в изгнание сослали более 1000 последователей «Восточной» партии.
Когда 21-й ван династии Ли — Ван Ёнджо взошёл на чосонский на трон, то по мере роста межфракционной розни он проводил «политику умиротворение» (танпхёнчхэк) — продвижение людей на основе способностей и характера, а не принадлежности к партии [7]. Тем не менее, политика «равноудалённости» (тханпхёнчхэк — «меры по беспристрастному отбору на службу») дала свои результаты, укрепив в целом политический базис государевой власти и увеличив возможности для контроля над бюрократией «сверху».
В 1776 году на престол взошёл ван Чонджо, сын наследного принца Садо, проводивший вовремя своего царствования политику «равноудалённой» — это поздняя политическая форма династии Ли (Политика «Сейдо» (кор. 세도 정치). «Старики» по-прежнему оставались сильнейшей группировкой, в основном не выпускавшей ключевые посты из-под контроля.
Время, когда было много течений и группировок, прошло и остались только «норон». После этого эпоха, когда определённый группа неоконфуцианцев монополизировала политику, продолжалась более 60 лет, и тем самым самодержавная власть «Сарим» завершилась.
См. также
Примечания
- ↑ 길재에 대한 비평.
- ↑ Kim Beom, Age of Literati Purges and Coup
- ↑ Тиханов, 2010, с. 306.
- ↑ Курбанов, 2010, с. 69.
- ↑ 기묘사화(己卯士禍)
- ↑ Тиханов, 2010, с. 308.
- ↑ 7,0 7,1 Тиханов, 2010.
- ↑ Дособунда
- ↑ Тиханов, 2010, с. 72.
- ↑ Тиханов, 2010, с. 350.
- ↑ Курбанов, 2010, с. 72.
- ↑ Курбанов, 2010, с. 77.
- ↑ Кичук Окса
- ↑ 기축옥사(己丑獄事)
Литература
- Курбанов О.С. История Кореи с древности до начала XXI века. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2009. — ISBN 9785288048524.
- Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. — М.: Наталис, 2011. — Т. 1: С древнейших времен до 1904 г.. — (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности). — ISBN 978-5-8062-0343-5.
- (яп.) Чосон // Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е изд.;— Токио: Сьогаккан, 1994—1997.
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |