Бернар, Сара

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Сара Бернард»)
Сара Бернар
Sarah Bernhardt
Фото Надара 1864 годаФото Надара 1864 года
Имя при рождении Генриетт Розин Бернар
Дата рождения 22 октября 1844(1844-10-22)
Место рождения Париж, Королевство Франция
Дата смерти 26 марта 1923(1923-03-26) (78 лет)
Место смерти Париж, Третья Французская республика
Профессия актриса, сценарист
Годы активности 1862—1922
Театр «Одеон», «Комеди Франсэз», «Театр Сары Бернар»
Роли Маргарита Готье, Андромаха, Клеопатра, донья Соль
Награды
Автограф

Сара Берна́р (фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernardt; 22 октября 1844, Париж — 26 марта 1923, Париж) — французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю»[1]. Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара». В её честь назван кратер Бернар на Венере.

Биография и творчество

Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже[2]. Мать Сары — Юдифь (впоследствии Юлия) Бернар (1821, Амстердам — 1876, Париж) — происходила из еврейской семьи и была дочерью коммивояжёра Морица Баруха Бернхардта и Сары Гирш (1797—1829)[3]. С 1835 года Юдифь, её четыре сестры и брат воспитывались мачехой Сарой Кинсберген (1809—1878).

Отец будущей актрисы остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.

До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифи вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Бретань, где жила с кормилицей до четырёх лет. Она могла остаться там ещё долго, если бы не произошёл несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли девочку. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным покровителем. Её вызвали к дочери, и она забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула её, оставив на попечение новой няньки.

Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла её няня, Сара замкнулась в себе. Но судьба всё-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тётей Розиной, которая была такой же куртизанкой, как и Юдифь, вызывает у девочки нервный припадок, она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает её, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.

Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Её отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит её мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор преследует её до самых последних дней, даже в период её мировой славы.

Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп[фр.]. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог де Морни.

Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривавшие её доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулёза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются её знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров). Однажды мать по совету близких родственников и друзей решила, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В ответ на уговоры девочка устремляет взор к небесам и патетически заявляет присутствующим, что она отдана Богу и её участь — монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в Консерваторию драматического искусства. В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсез. После этого судьба её решена[4].

Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни.Из книги «Моя двойная жизнь»

В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства[5], который она окончила в 1862 году[2].

Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Готовясь к нему, она занимается уроками дикции. Её главным учителем в это время становится Александр Дюма (отец). Гений художественных образов, он учит Сару создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары, и она без проблем поступает в консерваторию, а обучению отдаёт все силы. На выпускном экзамене она завоёвывает второе место.

1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсез» в спектакле «Ифигения» по пьесе Жана Расина, исполнив главную роль. Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсез». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.

После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырёх годах её жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как её мать, Сара не захотела.

22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени. После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают её в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.

В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего успех усилился. Триумфальной стала для неё роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году[5].

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 году приобрела театр «Ренессанс[англ.]», в 1898 году театр «Насьон»[5] на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар (ныне фр. Théâtre de la Ville). Многие выдающиеся деятели театра, например К. С. Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства[2]. Однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, художественный вкус сочетались у Бернар, по некоторым отзывам, с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.

В 1881, 1892 и 1908 годах Сара Бернар гастролировала в России.

Многие выдающиеся современники, в частности А. П. Чехов[6], И. С. Тургенев[7], А. С. Суворин[8] и Т. Л. Щепкина-Куперник[9], отрицали наличие у актрисы таланта, который, по их мнению, подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех скептики объясняли усиленным вниманием к Бернар со стороны прессы (касавшимся в большей мере её личной жизни, чем творчества), а также необычайно раздуваемым ажиотажем перед представлениями.

Могила Сары Бернар на кладбище Пер-Лашез

Среди лучших ролей Бернар — донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и в «Орлёнке[фр.]» Ростана), Гамлет (одноимённая трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки. Выступала в России (1881, 1892, 1908—1909) в стенах Михайловского театра, в Москве, а также Киеве, Одессе и Харькове.

Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро актриса повредила правую ногу, что усугубило детскую травму и привело к мучительным болям в колене. В 1915 году актриса настояла на ампутации ноги чуть выше колена. Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона[5].

В 1922 году оставила сценическую деятельность[2].

Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Образ в искусстве

Автопортрет

Paeonia 'Sarah Bernhardt'. Один из самых красивых и ароматных сортов пионов назван в честь Сары Бернар

Портреты Сары Бернар писали Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и другие художники, её многократно фотографировал Надар. Для Марселя Пруста Сара Бернар послужила прототипом актрисы Берма в цикле романов «В поисках утраченного времени»[10]. Жорж Клерен вошёл в историю как любимый портретист Сары Бернар, с которой он был связан долгой дружбой. Им создано свыше ста портретов Сары Бернар в различных ролях, сыгранных актрисой на сцене. Наиболее известен портрет Бернар в роли Офелии, которую она сыграла в 1886 г., а также знаменитый портрет актрисы в розовом платье, сделавшийся хрестоматийным.

Альфонс Муха писал рекламные плакаты к её выступлениям. Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты». Сара Бернар удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.

Сара Бернар. Портрет Старухи. 1878 год. Государственный Эрмитаж.

Сара Бернар также сама занималась живописью на любительском уровне. В Государственном Эрмитаже хранится одна из ее работ — «Старуха с книгой», датированная 1878 годом[11].

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1900 кор Дуэль Гамлета Le duel d'Hamlet Гамлет
1912 ф Дама с камелиями La Dame aux camélias Маргарита Готье
1912 кор Королева Елизавета Les Amours de la reine Élisabeth Королева Елизавета I
1913 кор Адриана Лекуврёр Adrienne Lecouvreur Адриана Лекуврёр
1915 ф Жанна Доре Jeanne Doré Жанна Доре
1917 ф Французские матери Mères françaises
1923 ф La voyante La voyante

Избранные роли в театре

Бернар в роли Гамлета, держащего в руках череп Йорика. Начало 1880-х годов.
Бернар, портрет, 1890
Жисмонда, Альфонс Муха

Записи

Сара Бернар в роли Феодоры, фотография Надара
  • Phèdre (Федра) (1902)
  • Le Lac (Озеро) (1902)
  • La Fiancée du timbalier (Невеста литавриста) (1902)
  • Lucie (Люсия) (1902)
  • Le Lac (Озеро) (1903)
  • La Samaritaine (Самаритянка) (1903)
  • Les Vieux (Старые люди) (1903)
  • Un Évangile (Одно Евангелие) (1903)
  • Phèdre (Федра) (1903)
  • La Mort d’Izéil (Смерть Изеиля) (1903)
  • La Rêverie de Théroigne de Méricourt (Сонь Теруани де Мерикур) (1903)
  • Un peu de musique (Маленькая музыка) (1903)
  • L’Aiglon (Орлёнок) (1910)
  • Phèdre (Федра) (1910)
  • Les Buffons (Буффоны) (1908)
  • La Samaritaine (Самаритянка) (1910)
  • L'Étoile dans la nuit (Звезда в ночи) (1918)
  • Prière pour nos ennemis (Молитва за наших врагов) (1918)

Иллюстрации

Примечания

  1. Gottlieb, Robert. The Drama of Sarah Bernhardt. Дата обращения: 18 октября 2007. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Бернар Сара // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Snel, Harmen. The ancestry of Sarah Bernhardt; a myth unravelled, Amsterdam, Joods Historisch Museum, 2007, ISBN 978-90-802029-3-1.
  4. Elizabeth Silverthorne. Sarah Bernhardt. — 1th Printing. — Philadelphia: Chelsea House Publishers, 2004. — 136 p. — ISBN 0-7910-7458-7.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Бернар, Сара — статья из энциклопедии «Кругосвет».
  6. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18 томах. — М.: Наука, 1982. — Т. 16. — С. 14—16.
  7. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18 томах. — М.: Наука, 1982. — Т. 16. — С. 400.
  8. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в 18 томах. — М.: Наука, 1982. — Т. 16. — С. 399.
  9. Т. Л. Щепкина-Куперник. Театр в моей жизни. — М.Л., 1948. — С. 94—95.
  10. Таганов А. Н. Обретение книги (вступ. статья) // Пруст М. По направлению к Свану. — С-Пб.: Амфора, 1999. — С. 19. — 540 с.
  11. Старуха с книгой Архивная копия от 4 июля 2020 на Wayback Machine // Электронный каталог Государственного Эрмитажа

Публикации текстов

Издания на русском языке
  • Бернар С. Моя двойная жизнь : Мемуары / С. Бернар; Авт. вступ. ст. К. Эрманн ; Пер. с фр. и примеч. Н. Световидовой, Н. Паниной. — М. : Радуга, 1991. — 463, [1] с. : портр. — (Библиотечная серия). — ISBN 5-05-002673-3.

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Кугель А. Р. Театральные портреты / А. Р. Кугель; Подгот. текста, вступ. статья и примеч. М. О. Янковского. — Л. : Искусство, 1967. — 382 с., 1 л. портр.
  • Литвиненко Н. Г. Гастроли зарубежных драматических артистов в России (XIX — начало XX вв.) : научно-популярная литература / Н. Г. Литвиненко. — М. : УРСС, 2000. — 238 с. : ил. — ISBN 5-8360-0138-3.
  • Simon-Bacchi C. Sarah Bernhardt : mythe et réalité : [фр.] / [textes et documents réunis et présentés par] Catherine Simon-Bacchi.... — Angers, Paris : S.E.D.A.G., 1984. — 147 p. : ill. en noir et en coul. — OCLC 12555971.
Альбом
  • Spivakoff P. Sarah Bernhardt vue par les Nadar : [фр.] / [photographies réunies et présentées par] Pierre Spivakoff. — Paris : Herscher, 1982. — non paginé p. : ill. — ISBN 2-7335-0039-2.
Беллетристика
Словари и энциклопедии

Ссылки