Базилика Сан-Франческо в Ареццо
Церковь | |
Базилика Сан-Франческо в Ареццо | |
---|---|
Basilica di San Francesco di Arezzo | |
![]() | |
Координаты: 43°27′52″ с. ш. 11°52′51″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Город | Ареццо |
Конфессия | католицизм |
Орденская принадлежность | францисканский орден |
Тип здания | базилика |
Архитектурный стиль | итальянская готика |
Строительство | ок. 1290 |
Базилика Сан-Франческо в Ареццо (итал. Basilica di San Francesco di Arezzo) — посвящённый святому Франциску храм в Ареццо (Италия), известный благодаря циклу фресок, созданных Пьеро делла Франческа на тему «История Животворящего Креста».
История создания
Храм был второй церковью, построенной орденом францисканцев в Ареццо (первая была разрушена вражескими армиями, поскольку была расположена вне городских стен). Строительство началось около 1290 года.
Ареццкая коммуна актом 1290 года попросила францисканцев построить новую церковь — уже в стенах города. Дворянин Ильдино Каччиаконти подарил монахам здание, которым сам больше не мог пользоваться, так как находился в изгнании по причине принадлежности к гвельфам.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Piero_della_Francesca_011.jpg&width=200)
Имя архитектора церкви — предположительно фра Джованни да Пистойя (Giovanni da Pistoia), имя которого называет пергамент XIV века. Декоративная отделка фасада не была сделана — в этом виде базилика сохраняется и в наши дни. В XIV веке благочестивая женщина по имени Монна Тесса оставила триста лир для отделки фасада. Работы начались, но в связи с недостатком средств были остановлены после того, как был отделан цоколь — как обозначение попытки исполнения воли завещательницы. Кампанилья была построена около 1600 г., большинство работ по подновлению здания — в 1900-20-х гг. Капеллы с левой стороны были пристроены в XV веке.
Здание стоит на одноименной площади, перед ним — памятники математику Витторио Фоссомброни и Паскуале Романели.
Характеристика здания
Здание имеет простой план — единственный неф, фланкированный с левой стороны несколькими капеллами, а с правой — нишами. Интетерьер имеет размеры 17 на 53 метров. Алтарь в плане квадратный. Под церковью расположена небольшая Chiesa inferiore — нижняя церковь, с основным нефом и двумя небольшими боковыми, которые в настоящий момент используются в качестве выставочного помещения.
Живописное убранство базилики
В базилике находились следующие произведения живописи: крупный расписной крест работы Мастера святого Франциска. Также в храме находилась «Маэста» кисти Гвидо да Сиена (в музее с 1863 г). Эти вещи были перенесены в базилику из разрушенной первой францисканской церкви. Базилика Сан-Франческо изначально строилась таких размеров, чтобы эти масштабные произведения в неё поместились.
Около двери в сакристию находится картина Пьеро делла Франческа «Мария Магдалина». Над дверьми находится витраж работы Guillaume de Marcillat на сюжет «Папа Гонорий III учреждает устав ордена францисканцев». С правой стороны — два изображения святых кисти Андреа дель Кастаньо, и «Благовещение» Спинелло Аретино. В боковой капелле справа (Cappella Guasconi) — изображения святых работы Спинелло Аретино. В левой капелле (Cappella Tarlati) — его же распятие, а также «Благовещение», приписываемое руке Луки Синьорелли.
Стены и некоторые ниши правой стороны имеют фресковую декорацию, частично датирующуюся XIV веком.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=VeraCrocePiero.jpg&width=400)
Основной фресковый цикл базилики начал создаваться благодаря заказу богатой купеческой аретинской фамилии Баччи, пригласившей мастера Биччи де Лоренцо для росписи сводов. Им принадлежала капелла Cappella Maggiore и с 1417 года они заботились об украшении её витражом и фресками. Известно, что в 1447 году Франческо Баччи продал виноградник, чтобы оплатить работу Биччи де Лоренцо. К моменту своей смерти в 1452 году художник успел написать только следующие изображения:
- Четыре Евангелиста — в сводах
- Страшный суд и два Отца Церкви — на триумфальной арке.
Наибольшую славу зданию составили росписи главной капеллы (Cappella Maggiore), созданные художником раннего Ренессанса Пьеро делла Франческа.
Влияние
- Центральный дом архитектора (Гранатный переулок) состоит из трех зданий: в частности, к особняку, построенному в 1896 для А.-Л. Ф. Леман в духе неоготики по проекту А. Э. Эрихсона, в 1939—41 к особняку Леман архитекторы А. К. Буров и Д. И. Бурдин пристроили новое здание, которое прикрыл приставной фасад-декорация, выполненный по проекту Бурова в духе итальянской архитектуры XV в. (в качестве образца были воспроизведены гармоничные пропорции здания на фреске Пьеро делла Франческа в Ареццо). Плоскость фасада, прорезанного тремя арочными порталами, облицована тёмно-красной керамической плиткой, для декоративной отделки использованы светло-серый мрамор и белый искусственный камень, золотая смальта[1][2].
В кинематографе
В лирической сцене фильма «Английский пациент» Кип привозит Ханну в базилику Сан-Франческо и поднимает её на канате под своды капеллы Баччи, чтобы она могла рассмотреть фрески при свете осветительной шашки. Первая фреска, которая попадает в кадр — «История царицы Савской».
Ссылки
Примечания
- ↑ Энциклопедии и словари. Центральный дом архитектора Архивировано 7 апреля 2014 года.
- ↑ Романюк С. К. Из истории Московских переулков Архивировано 3 марта 2009 года.